Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 24.11.2015 N 2874н "На распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. N 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц "
Направлено письмом от 25 ноября 2015 г. № 34/02-11390
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 ноября 2015 г. № 2874н
НА РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 2-Р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОМИТЕТОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
В ПОЛЬЗОВАНИЕ НА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, СВОБОДНОГО ОТ ПРАВ ТРЕТЬИХ
ЛИЦ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 13 АПРЕЛЯ 2015 Г. № 387-Р,
ОТ 08 ОКТЯБРЯ 2015 Г. № 43-Н)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" (в редакции от 13 апреля 2015 г. № 387-р, от 08 октября 2015 г. № 43-н) (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 08 октября 2015 г. № 43-н "О внесении изменений в распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Распоряжением утвержден Административный регламент предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Распоряжения являются общественные отношения, возникающие в сфере предоставления государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 13.07.2015 № 225-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.11.2015 № 303-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 13.07.2015 № 216-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 06.12.1999 № 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области" (в редакции от 08.05.2015 № 72-ОД);
- Законом Волгоградской области от 21.07.2011 № 2213-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций" (в редакции от 25.03.2015 № 41-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.09.2015 № 528-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области" (в редакции от 05.10.2015 № 895);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 10.07.2012 № 583 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области" (в редакции от 02.06.2015 № 476).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.
В соответствии с частями 1, 6, 7 и 8 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона Волгоградской области "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций" установлено, что одной из мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций является передача социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области в безвозмездное пользование в соответствии с Законом Волгоградской области от 06 декабря 1999 г. № 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 3 Перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 10.07.2012 № 583, одной из услуг, оказываемых комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, является предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, административные регламенты утверждаются органами исполнительной власти, к компетенции которых относится предоставление соответствующей государственной услуги.
Следовательно, исследуемое Распоряжение издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту 8 пункта 1 приложения к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД) установлено, что министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 (в редакции от 26.05.2014 № 455) Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Министр издает приказы и иные правовые акты Министерства.
Законом Волгоградской области от 23.10.2014 № 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области переименовано в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона в силу и не предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Упразднение, реорганизация или переименование органов исполнительной власти Волгоградской области должны быть произведены в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222, установлено, что комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы и иные правовые акты Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.5.1 исследуемого Административного регламента документами, обязательными для представления заявителем при обращении за государственной услугой, в том числе являются документы, подтверждающие полномочия руководителя организации либо лица, осуществляющего полномочия руководителя организации (копии решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявления представителем организации - доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Из содержания приведенной императивной нормы следует, что в ней исчерпывающим образом перечислены требования, предъявляемые к оформлению доверенности. Следовательно, наличие печати на доверенности, выданной юридическим лицом, не является обязательным.
Кроме того, согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Требования к оформлению доверенности установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, следовательно, устанавливая в Административном регламенте требования к оформлению доверенности, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области вторгся в компетенцию Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации.
В тексте исследуемого нормативного правового акта нарушений правил юридической техники не выявлено.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее.
Пунктом 5 подпункта 1.3 пункта 1 приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 08.10.2015 № 43-н "О внесении изменений в распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" излагается в новой редакции пункт 2.13 исследуемого Административного регламента.
Вместе с тем анализ пунктов 2.13 и 2.14 исследуемого Административного регламента позволяет сделать вывод о том, что фактически в новой редакции излагается пункт 2.14.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 января 2015 г. № 9.
Распоряжение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 апреля 2015 г. № 387-р, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 мая 2015 г. № 91.
Приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 08.10.2015 № 43-н, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 22 октября 2015 г. № 164.
Вывод: распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" (в редакции от 13 апреля 2015 г. № 387-р, от 08 октября 2015 г. № 43-н) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 25 ноября 2015 г. № 34/02-11390
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 ноября 2015 г. № 2874н
НА РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 2-Р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОМИТЕТОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
В ПОЛЬЗОВАНИЕ НА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, СВОБОДНОГО ОТ ПРАВ ТРЕТЬИХ
ЛИЦ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 13 АПРЕЛЯ 2015 Г. № 387-Р,
ОТ 08 ОКТЯБРЯ 2015 Г. № 43-Н)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" (в редакции от 13 апреля 2015 г. № 387-р, от 08 октября 2015 г. № 43-н) (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 08 октября 2015 г. № 43-н "О внесении изменений в распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Распоряжением утвержден Административный регламент предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Распоряжения являются общественные отношения, возникающие в сфере предоставления государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 13.07.2015 № 225-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.11.2015 № 303-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 13.07.2015 № 216-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 06.12.1999 № 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области" (в редакции от 08.05.2015 № 72-ОД);
- Законом Волгоградской области от 21.07.2011 № 2213-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций" (в редакции от 25.03.2015 № 41-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.09.2015 № 528-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области" (в редакции от 05.10.2015 № 895);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 10.07.2012 № 583 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области" (в редакции от 02.06.2015 № 476).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.
В соответствии с частями 1, 6, 7 и 8 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона Волгоградской области "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций" установлено, что одной из мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций является передача социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области в безвозмездное пользование в соответствии с Законом Волгоградской области от 06 декабря 1999 г. № 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 3 Перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 10.07.2012 № 583, одной из услуг, оказываемых комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, является предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, административные регламенты утверждаются органами исполнительной власти, к компетенции которых относится предоставление соответствующей государственной услуги.
Следовательно, исследуемое Распоряжение издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту 8 пункта 1 приложения к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД) установлено, что министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 (в редакции от 26.05.2014 № 455) Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Министр издает приказы и иные правовые акты Министерства.
Законом Волгоградской области от 23.10.2014 № 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области переименовано в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона в силу и не предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Упразднение, реорганизация или переименование органов исполнительной власти Волгоградской области должны быть произведены в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222, установлено, что комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы и иные правовые акты Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.5.1 исследуемого Административного регламента документами, обязательными для представления заявителем при обращении за государственной услугой, в том числе являются документы, подтверждающие полномочия руководителя организации либо лица, осуществляющего полномочия руководителя организации (копии решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявления представителем организации - доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Из содержания приведенной императивной нормы следует, что в ней исчерпывающим образом перечислены требования, предъявляемые к оформлению доверенности. Следовательно, наличие печати на доверенности, выданной юридическим лицом, не является обязательным.
Кроме того, согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Требования к оформлению доверенности установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, следовательно, устанавливая в Административном регламенте требования к оформлению доверенности, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области вторгся в компетенцию Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации.
В тексте исследуемого нормативного правового акта нарушений правил юридической техники не выявлено.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее.
Пунктом 5 подпункта 1.3 пункта 1 приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 08.10.2015 № 43-н "О внесении изменений в распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" излагается в новой редакции пункт 2.13 исследуемого Административного регламента.
Вместе с тем анализ пунктов 2.13 и 2.14 исследуемого Административного регламента позволяет сделать вывод о том, что фактически в новой редакции излагается пункт 2.14.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 января 2015 г. № 9.
Распоряжение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 апреля 2015 г. № 387-р, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 мая 2015 г. № 91.
Приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 08.10.2015 № 43-н, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 22 октября 2015 г. № 164.
Вывод: распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 января 2015 г. № 2-р "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Волгоградской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)" (в редакции от 13 апреля 2015 г. № 387-р, от 08 октября 2015 г. № 43-н) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------