Решение Волгоградского областного суда от 26.11.2015 по делу N 3а-659/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 пункта 5 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утв. решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1163 >
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2015 г. по делу № 3а-659/2015
Волгоградский областной суд
в составе судьи Кубасова И.Г.,
при секретаре К.Л.,
с участием прокурора Стрельниковой В.В.,
рассмотрев 26 ноября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "А" о признании недействующим подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1163 (ред. от 15.10.2014) "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда",
установил:
18.07.2007 года Волгоградская городская Дума приняла решение № 48/1163 "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда". В настоящее время Правила действуют в редакции от 15.10.2014 года.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская газета", № 153, 18.08.2007 г.
В соответствии с пунктом 5.3 Правил на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческие товарищества):
5.3.1. Для накопления отходов, образующихся в садоводческих товариществах, садоводческими товариществами самостоятельно оборудуются контейнерные площадки и площадки КГО.
Удельный размер земельных участков, занятых под контейнерные площадки для сбора и временного хранения отходов, должен составлять не менее 0,1 кв. м на один садовый участок.
5.3.2. На территории садоводческих товариществ и за ее пределами запрещается размещать отходы вне специально оборудованных контейнерных площадок для временного хранения отходов.
5.3.3. За организацию строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории несут ответственность правления садоводческих товариществ.
5.3.4. Допускается осуществление сбора отходов по заявочной системе с территории садоводческих товариществ со сбором отходов непосредственно в специализированный транспорт и его одновременным вывозом. В этом случае сбор и вывоз отходов специализированным транспортом должны производиться по маршрутному графику, согласованному с перевозчиком отходов и доведенному до сведения членов садоводческих товариществ.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Аврора" (далее - административный истец) обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1163 (далее - Правила) (ред. от 15.10.2014) "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на противоречие оспариваемых положений Правил требованиям п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В частности, в адресованном на первую инстанцию Волгоградского областного суда административном исковом заявлении приведены доводы о том, что вышеприведенными нормативными правовыми актами федерального уровня полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами ограничены правом на издание муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы организации мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вместе с тем Волгоградская городская Дума с превышением предоставленной ей компетенции в пп. 5.3.1 п. 5.3 Правил возложила на садоводческие товарищества не предусмотренную федеральным законодательством обязанность самостоятельно оборудовать контейнерные площадки и площадки временного накопления крупногабаритных отходов (далее - площадки КГО), установив при этом удельный размер земельных участков, занятых такими площадками, равным 0,1 кв. м. на один садовый участок.
Запретив в пп. 5.3.2 п. 5.3 Правил размещать отходы вне специально оборудованных контейнерных площадок для временного хранения отходов, административный ответчик нарушил требования действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, не содержащего такого запрета.
Установление в пп. 5.3.3 п. 5.3 ответственности правления садоводческих товариществ за нарушение требований по организации строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории, по мнению административного истца, противоречит положениям ч. 1 ст. 421 ГК РФ, поскольку возлагает на садоводческие товарищества не предусмотренную федеральным законодательством обязанность по заключению гражданско-правового договора, направленного на реализацию названной обязанности. Кроме того, оспариваемый подпункт Правил фактически возлагает на садоводческие товарищества обязанность по организации вывоза и утилизации ТБО, закрепленную федеральным законодательством за органами местного самоуправления.
Предусмотрев в пп. 5.3.4 п. 5.3 Правил альтернативную возможность сбора отходов с территории садоводческих товариществ по заявочной системе со сбором отходов непосредственно в специализированный транспорт по согласованному и доведенному до сведения членов садоводческих товариществ маршрутному графику, административный ответчик ввел не предусмотренную федеральным законодательством обязанность по организации сбора и вывоза отходов, создал предпосылки для возникновения убытков - соответствующих финансовых расходов.
В судебном заседании представители административного истца И.З., И.В. и К.В., заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Волгоградской городской Думы Г.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда приняты Волгоградской городской Думой в пределах ее компетенции и действующему федеральному законодательству, иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Стрельниковой В.В., полагавшей, что в удовлетворении требований административному истцу надлежит отказать, и судебные прения, Волгоградский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, части 2 и 3).
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пункт 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используют при определении полномочий органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами аналогичную формулировку, что обусловливает необходимость осуществления ими всех законных мер, касающихся непосредственно организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При этом сами по себе организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов местного самоуправления городского округа, не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.
Таким образом, задача органов местного самоуправления в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку (в частности, путем выделения земельных участков для размещения и утилизации отходов).
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется не только в соответствии с данным Законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но и муниципальными нормативными правовыми актами.
Кроме того, в Уставе города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, закреплены положения, по которым к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункты 12 и 23 части 1 статьи 5).
К иным полномочиям городской Думы относятся принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Волгограда (пункт 1 части 2 статьи 24).
По вопросам своей компетенции городская Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений (часть 2 статьи 26).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части Правила приняты Волгоградской городской Думой в пределах полномочий, предоставленных представительному органу муниципальной власти, в форме, соответствующей положениям ч. 2 ст. 26 Устава города-героя Волгограда.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды, рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (статья 51).
Исходя из того, что издержки на восстановление окружающей среды должны нести прежде всего субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие, названный Федеральный закон, в частности, обязывает юридические лица и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39). Одновременно им закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 3 и 5 - 7).
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут, в том числе, выступать в качестве органов, осуществляющих организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Вопросы местного значения городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с учетом характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами следует рассматривать применительно к принципу "загрязнитель платит", получившему свое нормативное выражение в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного довод административного истца о противоречии федеральному законодательству положений Правил, возложивших на садоводческие товарищества обязанности самостоятельно оборудовать контейнерные площадки и площадки КГО является несостоятельным, поскольку Правила в оговоренной части в полной мере соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе положениям, закрепленным в ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Не основаны на действующем законодательстве доводы административного истца о немотивированном установлении в Правилах удельного размера земельных участков, занятых под контейнерные площадки для сбора и временного хранения отходов (не менее 0,1 кв. м на один садовый участок).
Оспариваемые положения Правил приняты с учетом постановления Госстроя РФ от 10.09.1997 № 18-51 "О принятии и введении в действие Строительных норм и правил "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения".
Согласно п. 5.4 указанного постановления земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).
Из таблицы 1 к указанному пункту постановления следует, что удельный размер земельных участков (м. кв. на 1 садовый участок) на территории садоводческих, дачных объединений с числом участков от 101 и более составляет 0,1 кв. м., как это и установлено в оспариваемом административным истцом подпункте 5.3.1 пункта 5.3 Правил.
Возложение в пп. 5.3.3 п. 5.3 Правил ответственности за нарушение требований по организации строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории на правления садоводческих товариществ также не противоречит действующему федеральному законодательству. Оспариваемые положения Правил полностью соответствуют характеру правового регулирования, установленного в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Так, согласно ч. 3 ст. 22 указанного Федерального закона к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся: распоряжение материальными и нематериальными активами такого объединения в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности (п. 5); организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования (п. 10); соблюдение таким объединением законодательства Российской Федерации и устава такого объединения (п. 18).
Кроме того, в части второй п. 2 ст. 24 указанного Федерального закона содержится положение о возможности привлечения председателя и членов правления к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности за выявленные финансовые нарушения или злоупотребления, причинение убытков объединению.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено понятие "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с подпунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в пункте 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Положениями части 2 статьи 13 Закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (часть 3 статьи 13 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Системный анализ приведенного федерального законодательства позволяет суду сделать вывод о правомерном установлении в оспариваемых Правилах запрета на размещение отходов на территории садоводческих товариществ и за ее пределами вне специально оборудованных контейнерных площадок для временного хранения отходов.
Доводы представителей административного истца о том, что СНТ "А" никакой хозяйственной деятельностью не занимается и какие-либо отходы в процессе эксплуатации земельных участков, занятых членами садоводческого товарищества, не образуются, суд находит не состоятельными в силу следующего.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлен, в том числе, принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Применительно к положениям п. 1 ст. 34 названного Федерального закона такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе, обязан соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы) (пп. 8).
Таким образом, приведенные правовые положения федерального законодательства, содержащиеся, в том числе, в "специальном" законе, регулирующем отношения, возникающие по поводу занятия гражданами садоводством, огородничеством и ведением дачного хозяйства, предполагают возможность оказания негативного воздействия на окружающую среду в процессе деятельности садоводческих товариществ.
Не свидетельствуют о противоречии оспариваемой части Правил федеральному законодательству доводы административного истца о невозможности в настоящее время обустроить места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами ввиду отсутствия свободных земельных участков на территории СНТ "А".
Оспариваемые в настоящем деле Правила по своей правовой природе являются нормативным правовым актом и, таким образом, их действие распространяется не только на административного истца, но и на неопределенный круг субъектов, деятельность которых однородна и, в данном случае, связана с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Из невозможности по каким-либо причинам осуществлять свою деятельность в точном соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления не следует вывод о несоответствии оспариваемой части Правил законодательству, имеющему большую юридическую силу.
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 13 указанного Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.
С учетом приведенных положений Закона Волгоградская городская Дума в пп. 5.3.4 п. 5.3 Правил предусмотрела альтернативный вариант сбора и вывоза отходов: по заявочной системе с территории садоводческих товариществ со сбором отходов непосредственно в специализированный транспорт и его одновременным вывозом.
Довод административного истца о том, что таким образом административный ответчик ввел не предусмотренную федеральным законодательством обязанность по организации сбора и вывоза отходов и создал предпосылки для возникновения убытков, суд находит несостоятельным в силу следующего.
Урегулировав изложенным выше образом отношения, Волгоградская городская Дума воспользовалась своим правом по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза и переработки бытовых отходов и мусора, относящихся к вопросам местного значения городского округа, закрепленным в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", пп. 11 и 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, необходимость несения материальных затрат как в случае с обустройством контейнерных площадок (пп. 5.3.1 п. 5.3 Правил), так и при сборе и вывозе отходов в порядке, предусмотренном пп. 5.3.4 п. 5.3 Правил, соответствует, как указано ранее, принципу "загрязнитель платит", установленному ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Доводы о противоречии пп. 5.3.3 п. 5.3 Правил положениям ч. 1 ст. 421 ГК РФ суд также находит несостоятельными и связанными с неправильным толкованием действующего законодательства.
Действительно, согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, устанавливая в пп. 5.3.3 п. 5.3 Правил ответственность правления садоводческих товариществ за организацию строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории, Волгоградская городская Дума обязанности по заключению гражданско-правовых договоров не установила, а действовала в рамках предоставленных ей полномочий для достижения общей цели для всех видов ответственности - охраны правопорядка с помощью мер государственного принуждения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом с достоверностью установлено, что оспариваемые административным истцом положения Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 215 - 217 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества "А" о признании недействующим подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1163 (ред. от 15.10.2014) "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2015 года.
Судья:
И.Г.КУБАСОВ
------------------------------------------------------------------
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2015 г. по делу № 3а-659/2015
Волгоградский областной суд
в составе судьи Кубасова И.Г.,
при секретаре К.Л.,
с участием прокурора Стрельниковой В.В.,
рассмотрев 26 ноября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "А" о признании недействующим подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1163 (ред. от 15.10.2014) "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда",
установил:
18.07.2007 года Волгоградская городская Дума приняла решение № 48/1163 "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда". В настоящее время Правила действуют в редакции от 15.10.2014 года.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская газета", № 153, 18.08.2007 г.
В соответствии с пунктом 5.3 Правил на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческие товарищества):
5.3.1. Для накопления отходов, образующихся в садоводческих товариществах, садоводческими товариществами самостоятельно оборудуются контейнерные площадки и площадки КГО.
Удельный размер земельных участков, занятых под контейнерные площадки для сбора и временного хранения отходов, должен составлять не менее 0,1 кв. м на один садовый участок.
5.3.2. На территории садоводческих товариществ и за ее пределами запрещается размещать отходы вне специально оборудованных контейнерных площадок для временного хранения отходов.
5.3.3. За организацию строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории несут ответственность правления садоводческих товариществ.
5.3.4. Допускается осуществление сбора отходов по заявочной системе с территории садоводческих товариществ со сбором отходов непосредственно в специализированный транспорт и его одновременным вывозом. В этом случае сбор и вывоз отходов специализированным транспортом должны производиться по маршрутному графику, согласованному с перевозчиком отходов и доведенному до сведения членов садоводческих товариществ.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Аврора" (далее - административный истец) обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1163 (далее - Правила) (ред. от 15.10.2014) "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на противоречие оспариваемых положений Правил требованиям п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В частности, в адресованном на первую инстанцию Волгоградского областного суда административном исковом заявлении приведены доводы о том, что вышеприведенными нормативными правовыми актами федерального уровня полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами ограничены правом на издание муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы организации мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вместе с тем Волгоградская городская Дума с превышением предоставленной ей компетенции в пп. 5.3.1 п. 5.3 Правил возложила на садоводческие товарищества не предусмотренную федеральным законодательством обязанность самостоятельно оборудовать контейнерные площадки и площадки временного накопления крупногабаритных отходов (далее - площадки КГО), установив при этом удельный размер земельных участков, занятых такими площадками, равным 0,1 кв. м. на один садовый участок.
Запретив в пп. 5.3.2 п. 5.3 Правил размещать отходы вне специально оборудованных контейнерных площадок для временного хранения отходов, административный ответчик нарушил требования действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, не содержащего такого запрета.
Установление в пп. 5.3.3 п. 5.3 ответственности правления садоводческих товариществ за нарушение требований по организации строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории, по мнению административного истца, противоречит положениям ч. 1 ст. 421 ГК РФ, поскольку возлагает на садоводческие товарищества не предусмотренную федеральным законодательством обязанность по заключению гражданско-правового договора, направленного на реализацию названной обязанности. Кроме того, оспариваемый подпункт Правил фактически возлагает на садоводческие товарищества обязанность по организации вывоза и утилизации ТБО, закрепленную федеральным законодательством за органами местного самоуправления.
Предусмотрев в пп. 5.3.4 п. 5.3 Правил альтернативную возможность сбора отходов с территории садоводческих товариществ по заявочной системе со сбором отходов непосредственно в специализированный транспорт по согласованному и доведенному до сведения членов садоводческих товариществ маршрутному графику, административный ответчик ввел не предусмотренную федеральным законодательством обязанность по организации сбора и вывоза отходов, создал предпосылки для возникновения убытков - соответствующих финансовых расходов.
В судебном заседании представители административного истца И.З., И.В. и К.В., заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Волгоградской городской Думы Г.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда приняты Волгоградской городской Думой в пределах ее компетенции и действующему федеральному законодательству, иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Стрельниковой В.В., полагавшей, что в удовлетворении требований административному истцу надлежит отказать, и судебные прения, Волгоградский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, части 2 и 3).
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пункт 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используют при определении полномочий органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами аналогичную формулировку, что обусловливает необходимость осуществления ими всех законных мер, касающихся непосредственно организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При этом сами по себе организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов местного самоуправления городского округа, не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.
Таким образом, задача органов местного самоуправления в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку (в частности, путем выделения земельных участков для размещения и утилизации отходов).
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется не только в соответствии с данным Законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но и муниципальными нормативными правовыми актами.
Кроме того, в Уставе города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, закреплены положения, по которым к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункты 12 и 23 части 1 статьи 5).
К иным полномочиям городской Думы относятся принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Волгограда (пункт 1 части 2 статьи 24).
По вопросам своей компетенции городская Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений (часть 2 статьи 26).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части Правила приняты Волгоградской городской Думой в пределах полномочий, предоставленных представительному органу муниципальной власти, в форме, соответствующей положениям ч. 2 ст. 26 Устава города-героя Волгограда.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды, рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (статья 51).
Исходя из того, что издержки на восстановление окружающей среды должны нести прежде всего субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие, названный Федеральный закон, в частности, обязывает юридические лица и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39). Одновременно им закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 3 и 5 - 7).
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут, в том числе, выступать в качестве органов, осуществляющих организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Вопросы местного значения городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с учетом характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами следует рассматривать применительно к принципу "загрязнитель платит", получившему свое нормативное выражение в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного довод административного истца о противоречии федеральному законодательству положений Правил, возложивших на садоводческие товарищества обязанности самостоятельно оборудовать контейнерные площадки и площадки КГО является несостоятельным, поскольку Правила в оговоренной части в полной мере соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе положениям, закрепленным в ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Не основаны на действующем законодательстве доводы административного истца о немотивированном установлении в Правилах удельного размера земельных участков, занятых под контейнерные площадки для сбора и временного хранения отходов (не менее 0,1 кв. м на один садовый участок).
Оспариваемые положения Правил приняты с учетом постановления Госстроя РФ от 10.09.1997 № 18-51 "О принятии и введении в действие Строительных норм и правил "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения".
Согласно п. 5.4 указанного постановления земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).
Из таблицы 1 к указанному пункту постановления следует, что удельный размер земельных участков (м. кв. на 1 садовый участок) на территории садоводческих, дачных объединений с числом участков от 101 и более составляет 0,1 кв. м., как это и установлено в оспариваемом административным истцом подпункте 5.3.1 пункта 5.3 Правил.
Возложение в пп. 5.3.3 п. 5.3 Правил ответственности за нарушение требований по организации строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории на правления садоводческих товариществ также не противоречит действующему федеральному законодательству. Оспариваемые положения Правил полностью соответствуют характеру правового регулирования, установленного в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Так, согласно ч. 3 ст. 22 указанного Федерального закона к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся: распоряжение материальными и нематериальными активами такого объединения в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности (п. 5); организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования (п. 10); соблюдение таким объединением законодательства Российской Федерации и устава такого объединения (п. 18).
Кроме того, в части второй п. 2 ст. 24 указанного Федерального закона содержится положение о возможности привлечения председателя и членов правления к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности за выявленные финансовые нарушения или злоупотребления, причинение убытков объединению.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено понятие "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с подпунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в пункте 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Положениями части 2 статьи 13 Закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (часть 3 статьи 13 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Системный анализ приведенного федерального законодательства позволяет суду сделать вывод о правомерном установлении в оспариваемых Правилах запрета на размещение отходов на территории садоводческих товариществ и за ее пределами вне специально оборудованных контейнерных площадок для временного хранения отходов.
Доводы представителей административного истца о том, что СНТ "А" никакой хозяйственной деятельностью не занимается и какие-либо отходы в процессе эксплуатации земельных участков, занятых членами садоводческого товарищества, не образуются, суд находит не состоятельными в силу следующего.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлен, в том числе, принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Применительно к положениям п. 1 ст. 34 названного Федерального закона такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе, обязан соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы) (пп. 8).
Таким образом, приведенные правовые положения федерального законодательства, содержащиеся, в том числе, в "специальном" законе, регулирующем отношения, возникающие по поводу занятия гражданами садоводством, огородничеством и ведением дачного хозяйства, предполагают возможность оказания негативного воздействия на окружающую среду в процессе деятельности садоводческих товариществ.
Не свидетельствуют о противоречии оспариваемой части Правил федеральному законодательству доводы административного истца о невозможности в настоящее время обустроить места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами ввиду отсутствия свободных земельных участков на территории СНТ "А".
Оспариваемые в настоящем деле Правила по своей правовой природе являются нормативным правовым актом и, таким образом, их действие распространяется не только на административного истца, но и на неопределенный круг субъектов, деятельность которых однородна и, в данном случае, связана с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Из невозможности по каким-либо причинам осуществлять свою деятельность в точном соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления не следует вывод о несоответствии оспариваемой части Правил законодательству, имеющему большую юридическую силу.
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 13 указанного Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.
С учетом приведенных положений Закона Волгоградская городская Дума в пп. 5.3.4 п. 5.3 Правил предусмотрела альтернативный вариант сбора и вывоза отходов: по заявочной системе с территории садоводческих товариществ со сбором отходов непосредственно в специализированный транспорт и его одновременным вывозом.
Довод административного истца о том, что таким образом административный ответчик ввел не предусмотренную федеральным законодательством обязанность по организации сбора и вывоза отходов и создал предпосылки для возникновения убытков, суд находит несостоятельным в силу следующего.
Урегулировав изложенным выше образом отношения, Волгоградская городская Дума воспользовалась своим правом по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза и переработки бытовых отходов и мусора, относящихся к вопросам местного значения городского округа, закрепленным в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", пп. 11 и 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, необходимость несения материальных затрат как в случае с обустройством контейнерных площадок (пп. 5.3.1 п. 5.3 Правил), так и при сборе и вывозе отходов в порядке, предусмотренном пп. 5.3.4 п. 5.3 Правил, соответствует, как указано ранее, принципу "загрязнитель платит", установленному ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Доводы о противоречии пп. 5.3.3 п. 5.3 Правил положениям ч. 1 ст. 421 ГК РФ суд также находит несостоятельными и связанными с неправильным толкованием действующего законодательства.
Действительно, согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, устанавливая в пп. 5.3.3 п. 5.3 Правил ответственность правления садоводческих товариществ за организацию строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории, Волгоградская городская Дума обязанности по заключению гражданско-правовых договоров не установила, а действовала в рамках предоставленных ей полномочий для достижения общей цели для всех видов ответственности - охраны правопорядка с помощью мер государственного принуждения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом с достоверностью установлено, что оспариваемые административным истцом положения Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 215 - 217 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества "А" о признании недействующим подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1163 (ред. от 15.10.2014) "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2015 года.
Судья:
И.Г.КУБАСОВ
------------------------------------------------------------------