Решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 20.01.2015 по делу N 2-57/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утв. решением Ольховской районной Думы Волгоградской обл. от 30.10.2014 N 3/13>
ОЛЬХОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу № 2-57/2015
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой О.А.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Ольховского района Громова Р.А.,
представителя заинтересованного лица Ольховской районной Думы Ольховского муниципального района по доверенности Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. ФИО7 к Ольховской районной Думе Волгоградской области и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области об оспаривании нормативного акта и о понуждении пересчитать муниципальную пенсию по выслуге лет,
установил:
Заявитель Г. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просила:
признать недействующим в части, а именно пункты 1, 2 и 3 ст. 5 "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области";
возложить обязанность на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области произвести ей пересчет пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной службы Волгоградской области" с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявления Г. указала, что в связи с выходом на пенсию постановлением главы Ольховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ей как лицу, замещавшему должность муниципального служащего в администрации Ольховского муниципального района была назначена дополнительная пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Ольховского районной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении "Положения о пенсии лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области" в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной действующим законодательством. Решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № указанное выше решение районной Думы признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности Ольховского муниципального района (депутат, действующий на постоянной основе, председатель контрольно-счетного органа муниципального образования) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района. В данном Положении назначалась пенсия за выслугу лет без указания вычета страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной действующим законодательством. Однако, последующим решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, а действие решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ № возобновлено с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ольховской районной Думой было принято решение № "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", которым был изменен порядок и размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности главы Ольховского муниципального района, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы". Она полагает, что решение Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", в соответствии с которыми размер пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, установлен в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области без вычета страховой частей трудовой пенсии.
Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия, а также заявление, в котором дополнила, что муниципальные пенсионеры Ольховского муниципального района, вышедшие на пенсию после ДД.ММ.ГГГГ оказались в неравном положении с пенсионерами, вышедшими на пенсию до ДД.ММ.ГГГГ. Считает действующий порядок по определению размера ее муниципальной пенсии противоречащим Закону Волгоградской области.
Представитель заинтересованного лица Ольховской районной Думы Ч. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что действующее законодательство предоставляет муниципальным органам право устанавливать муниципальным служащим пенсию за выслугу лет с учетом финансовых возможностей муниципального образования, но не ниже 500 рублей. Обжалуемые Г. положения не противоречат действующему законодательству и приняты исходя из финансовых возможностей района по выплате муниципальной пенсии.
Представитель заинтересованного лица администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил возражение на заявление Г., в котором указал, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим является дополнительной выплатой к базовой пенсии, выплачивается из бюджета района. Действующее законодательство предоставляет именно право муниципальным органам устанавливать муниципальным служащим пенсию за выслугу лет с учетом финансовых возможностей муниципального образования.
Прокурор Громов Р.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Г., сославшись на то, что правовых и финансовых оснований для удовлетворения этого заявления нет.
Выслушав представителя Ольховской районной Думы Волгоградской области, мнение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд исходит из положений главы 24 ГПК РФ, предусматривающей в ч. 1 ст. 251, что гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу ст. 253 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет проверку оспариваемого акта, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из содержания п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, из п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 № 6/8 следует, что суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Из пунктов 1, 2 и 3 ст. 5 оспариваемого заявителем Положения о пенсионном обеспечении за выслуг лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13, следует, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Ольховского муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 ст. 4 настоящего Положения, в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Ольховского муниципального района и составлять более 2,6 должностного оклада (ч. 1).
Лицам, замещавшим муниципальные должности Ольховского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ, назначается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов ежемесячного денежного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ч. 2).
Лицам, замещавшим муниципальную должность главы Ольховского муниципального района с 1 октября 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 38 процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ч. 3).
Данное Положение опубликовано в издании "Ольховские вести" от ДД.ММ.ГГГГ № 138.
Как установлено в судебном заседании в соответствии с постановлением главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Г. с ДД.ММ.ГГГГ, как лицу замещавшему должность начальника контрольно-счетного отдела Ольховской Думы Ольховского муниципального района, исходя из стажа муниципальной службы 18 лет назначена муниципальная пенсия за выслугу лет. Указанная пенсия назначена Г. в соответствии с пунктом 3 ст. 5 решения Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 35/373, то есть как лицу, замещавшему должность муниципальной службы Ольховского муниципального района. При таких обстоятельствах, при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Ольховского районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № следует руководствоваться п. 1 ст. 5 оспариваемого Положения. В свою очередь п. 2 ст. 5 данного Положения регулирует размер муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Ольховского муниципального района, а п. 3 ст. 5 - размер муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность главы Ольховского муниципального района, к которым Г. при назначении муниципальной пенсии не относилась. При таких обстоятельствах пункты 2 и 3 статьи 5 оспариваемого Положения не может нарушать гражданские права и охраняемые интересы заявителя при определении размера муниципальной пенсии назначенной как лицу замещавшему должности муниципальной службы Ольховского муниципального район. В связи с этим суд находит требования Г. в части признания недействующими пунктов 2 и 3 ст. 5 "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от 30.10.2014 № 3/13 "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области" не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заявитель Г. полагает, что действующие в настоящее время пункт 1 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслуг лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13, противоречит требованиям федерального закона, в частности, ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Данный довод заявителя суд находит недостоверным, поскольку он основан на неверном толковании указанных выше нормативных правовых актов.
В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 778-ОД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 1977-ОД) "О пенсионном обеспечении за выслугу лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, порядок ее назначения и размер (в ред. Законов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1181-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ № 2051-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ОД).
Законом Волгоградской области от 22.04.2012 года № 41-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" внесены изменения в ч. 1 абз. 1 ст. 6, из которой следует, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. Слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ", были исключены.
В статье 23 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 части 1 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В связи с этим суд приходит к выводу, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, п. 1 ст. 5 оспариваемого заявителем Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области в части установления размера пенсии за выслугу лет за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности не ухудшает положения Г., установление размера такой пенсии является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12), что, однако, не исключает связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Реализация конституционных целей Российской Федерации в сфере государственного пенсионного обеспечения предопределяет необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированности всем гражданам соответствующих социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой. Выполнение этой задачи обеспечивается на основе как неукоснительного соблюдения финансовой самостоятельности муниципальных образований, так и выравнивания уровней их социально-экономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе (постановление от 15 декабря 2003 года № 19-П).
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Само по себе такое правовое регулирование, связанное с установлением лишь общего принципа пенсионного обеспечения муниципальных служащих, не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсий за выслугу лет и, соответственно, не может рассматриваться как предполагающее введение несовместимых с Конституцией Российской Федерации ограничений конституционных прав местного самоуправления.
Институт муниципальной службы обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из оспариваемым заявителем Г. Положения о пенсионном обеспечении за выслуг лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от 30.10.2014 № 3/13 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", опубликованного в газете "Ольховские вести" ДД.ММ.ГГГГ, следует, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Ольховского муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 ст. 4 настоящего Положения, в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации".
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Ольховского муниципального района и составлять более 2,6 должностного оклада (ч. 1).
Поскольку оспариваемое заявителем Положение о дополнительном пенсионном обеспечении муниципальных служащих не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то суд на основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ приходит к выводу, что требование Г. о признании недействующими пункта 1 ст. 5 оспариваемого Положения не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе.
С учетом изложенного выше, а также тех обстоятельств, что Г. имеет право на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет в связи с наличием соответствующего стажа работы в должности муниципальной службы именно Ольховского муниципального района, суд приходит к выводу, что размер ее муниципальной пенсии должен определяться в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13. При таких обстоятельствах требование Г. к администрации Ольховского муниципального района о перерасчет ей дополнительной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 199, ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Г. ФИО7 в удовлетворении требований:
о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13;
о возложении обязанности на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области произвести Г. пересчет пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной службы Волгоградской области" с 1 января 2013 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение одного месяца через Ольховский районный суд Волгоградской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья
О.А.ГРОШЕВА
------------------------------------------------------------------
ОЛЬХОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу № 2-57/2015
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой О.А.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Ольховского района Громова Р.А.,
представителя заинтересованного лица Ольховской районной Думы Ольховского муниципального района по доверенности Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. ФИО7 к Ольховской районной Думе Волгоградской области и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области об оспаривании нормативного акта и о понуждении пересчитать муниципальную пенсию по выслуге лет,
установил:
Заявитель Г. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просила:
признать недействующим в части, а именно пункты 1, 2 и 3 ст. 5 "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области";
возложить обязанность на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области произвести ей пересчет пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной службы Волгоградской области" с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявления Г. указала, что в связи с выходом на пенсию постановлением главы Ольховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ей как лицу, замещавшему должность муниципального служащего в администрации Ольховского муниципального района была назначена дополнительная пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Ольховского районной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении "Положения о пенсии лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области" в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной действующим законодательством. Решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № указанное выше решение районной Думы признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности Ольховского муниципального района (депутат, действующий на постоянной основе, председатель контрольно-счетного органа муниципального образования) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района. В данном Положении назначалась пенсия за выслугу лет без указания вычета страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной действующим законодательством. Однако, последующим решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, а действие решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ № возобновлено с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ольховской районной Думой было принято решение № "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", которым был изменен порядок и размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности главы Ольховского муниципального района, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы". Она полагает, что решение Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", в соответствии с которыми размер пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, установлен в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области без вычета страховой частей трудовой пенсии.
Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия, а также заявление, в котором дополнила, что муниципальные пенсионеры Ольховского муниципального района, вышедшие на пенсию после ДД.ММ.ГГГГ оказались в неравном положении с пенсионерами, вышедшими на пенсию до ДД.ММ.ГГГГ. Считает действующий порядок по определению размера ее муниципальной пенсии противоречащим Закону Волгоградской области.
Представитель заинтересованного лица Ольховской районной Думы Ч. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что действующее законодательство предоставляет муниципальным органам право устанавливать муниципальным служащим пенсию за выслугу лет с учетом финансовых возможностей муниципального образования, но не ниже 500 рублей. Обжалуемые Г. положения не противоречат действующему законодательству и приняты исходя из финансовых возможностей района по выплате муниципальной пенсии.
Представитель заинтересованного лица администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил возражение на заявление Г., в котором указал, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим является дополнительной выплатой к базовой пенсии, выплачивается из бюджета района. Действующее законодательство предоставляет именно право муниципальным органам устанавливать муниципальным служащим пенсию за выслугу лет с учетом финансовых возможностей муниципального образования.
Прокурор Громов Р.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Г., сославшись на то, что правовых и финансовых оснований для удовлетворения этого заявления нет.
Выслушав представителя Ольховской районной Думы Волгоградской области, мнение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд исходит из положений главы 24 ГПК РФ, предусматривающей в ч. 1 ст. 251, что гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу ст. 253 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет проверку оспариваемого акта, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из содержания п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, из п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 № 6/8 следует, что суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Из пунктов 1, 2 и 3 ст. 5 оспариваемого заявителем Положения о пенсионном обеспечении за выслуг лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13, следует, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Ольховского муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 ст. 4 настоящего Положения, в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Ольховского муниципального района и составлять более 2,6 должностного оклада (ч. 1).
Лицам, замещавшим муниципальные должности Ольховского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ, назначается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов ежемесячного денежного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ч. 2).
Лицам, замещавшим муниципальную должность главы Ольховского муниципального района с 1 октября 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 38 процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ч. 3).
Данное Положение опубликовано в издании "Ольховские вести" от ДД.ММ.ГГГГ № 138.
Как установлено в судебном заседании в соответствии с постановлением главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Г. с ДД.ММ.ГГГГ, как лицу замещавшему должность начальника контрольно-счетного отдела Ольховской Думы Ольховского муниципального района, исходя из стажа муниципальной службы 18 лет назначена муниципальная пенсия за выслугу лет. Указанная пенсия назначена Г. в соответствии с пунктом 3 ст. 5 решения Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 35/373, то есть как лицу, замещавшему должность муниципальной службы Ольховского муниципального района. При таких обстоятельствах, при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Ольховского районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № следует руководствоваться п. 1 ст. 5 оспариваемого Положения. В свою очередь п. 2 ст. 5 данного Положения регулирует размер муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Ольховского муниципального района, а п. 3 ст. 5 - размер муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность главы Ольховского муниципального района, к которым Г. при назначении муниципальной пенсии не относилась. При таких обстоятельствах пункты 2 и 3 статьи 5 оспариваемого Положения не может нарушать гражданские права и охраняемые интересы заявителя при определении размера муниципальной пенсии назначенной как лицу замещавшему должности муниципальной службы Ольховского муниципального район. В связи с этим суд находит требования Г. в части признания недействующими пунктов 2 и 3 ст. 5 "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от 30.10.2014 № 3/13 "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области" не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заявитель Г. полагает, что действующие в настоящее время пункт 1 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслуг лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13, противоречит требованиям федерального закона, в частности, ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Данный довод заявителя суд находит недостоверным, поскольку он основан на неверном толковании указанных выше нормативных правовых актов.
В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 778-ОД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 1977-ОД) "О пенсионном обеспечении за выслугу лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, порядок ее назначения и размер (в ред. Законов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1181-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ № 2051-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ОД).
Законом Волгоградской области от 22.04.2012 года № 41-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" внесены изменения в ч. 1 абз. 1 ст. 6, из которой следует, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. Слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ", были исключены.
В статье 23 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 части 1 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В связи с этим суд приходит к выводу, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, п. 1 ст. 5 оспариваемого заявителем Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области в части установления размера пенсии за выслугу лет за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности не ухудшает положения Г., установление размера такой пенсии является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12), что, однако, не исключает связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Реализация конституционных целей Российской Федерации в сфере государственного пенсионного обеспечения предопределяет необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированности всем гражданам соответствующих социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой. Выполнение этой задачи обеспечивается на основе как неукоснительного соблюдения финансовой самостоятельности муниципальных образований, так и выравнивания уровней их социально-экономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе (постановление от 15 декабря 2003 года № 19-П).
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Само по себе такое правовое регулирование, связанное с установлением лишь общего принципа пенсионного обеспечения муниципальных служащих, не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсий за выслугу лет и, соответственно, не может рассматриваться как предполагающее введение несовместимых с Конституцией Российской Федерации ограничений конституционных прав местного самоуправления.
Институт муниципальной службы обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из оспариваемым заявителем Г. Положения о пенсионном обеспечении за выслуг лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от 30.10.2014 № 3/13 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", опубликованного в газете "Ольховские вести" ДД.ММ.ГГГГ, следует, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Ольховского муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 ст. 4 настоящего Положения, в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации".
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Ольховского муниципального района и составлять более 2,6 должностного оклада (ч. 1).
Поскольку оспариваемое заявителем Положение о дополнительном пенсионном обеспечении муниципальных служащих не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то суд на основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ приходит к выводу, что требование Г. о признании недействующими пункта 1 ст. 5 оспариваемого Положения не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе.
С учетом изложенного выше, а также тех обстоятельств, что Г. имеет право на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет в связи с наличием соответствующего стажа работы в должности муниципальной службы именно Ольховского муниципального района, суд приходит к выводу, что размер ее муниципальной пенсии должен определяться в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13. При таких обстоятельствах требование Г. к администрации Ольховского муниципального района о перерасчет ей дополнительной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 199, ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Г. ФИО7 в удовлетворении требований:
о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 3/13;
о возложении обязанности на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области произвести Г. пересчет пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной службы Волгоградской области" с 1 января 2013 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение одного месяца через Ольховский районный суд Волгоградской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья
О.А.ГРОШЕВА
------------------------------------------------------------------