Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 30.01.2015 N 139н "На Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. N 1786-ОД "
Направлено письмом от 2 февраля 2015 г. № 34/02-573
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 января 2015 г. № 139н
НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 24 НОЯБРЯ 2008 Г. № 1786-ОД (В РЕДАКЦИИ
ОТ 04 МАРТА 2009 Г. № 1857-ОД, ОТ 13 МАЯ 2010 Г. № 2042-ОД,
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2011 Г. № 2287-ОД, ОТ 25 ИЮНЯ 2013 Г. № 64-ОД,
ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 126-ОД, ОТ 16 ИЮНЯ 2014 Г. № 95-ОД,
ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 193-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Градостроительного кодекса Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД (в редакции от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2011 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД, от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД) (далее - Кодекс) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Градостроительный кодекс Волгоградской области является основным законодательным актом Волгоградской области в сфере градостроительной деятельности, территориального и градостроительного планирования, развития и организации территории.
Предметом правового регулирования исследуемого Кодекса являются общественные отношения в сфере преобразования и поддержания благоприятной среды жизнедеятельности населения Волгоградской области в городских и сельских поселениях и на межселенных территориях.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 19.07.2011 № 248-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2014 № 456-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2014 № 485-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Кодекс принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
11.07.2014 по результатам правового исследования в тексте Градостроительного кодекса Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД было выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушения правил юридической техники (экспертное заключение № 1178н).
Законом Волгоградской области от 29.12.2014 № 193-ОД "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД" выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушение правил юридической техники устранены в полном объеме.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 1 статьи 35 исследуемого Кодекса установлен закрытый перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Вместе с тем подпунктом 4.2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Однако пункт 1 статьи 35 исследуемого Закона не содержит указанного случая, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении региональным законодательством перечня случаев, когда разрешение на строительство не требуется, по сравнению с перечнем, содержащимся в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
2. В соответствии с подпунктом 32 пункта 1 статьи 13 Градостроительного кодекса Волгоградской области к полномочиям администрации Волгоградской области в области градостроительной деятельности относится осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Вместе с тем пунктом 6 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении неполного перечня полномочий исполнительной власти Волгоградской области в градостроительной деятельности.
Содержание и форма анализируемого областного Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 декабря 2008 г. № 225 - 226.
Законы Волгоградской области от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2011 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД, от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 марта 2009 г. № 43, от 19 мая 2010 г. № 88, от 11 января 2012 г. № 2, от 03 июля 2013 г. № 118, от 23 октября 2013 г. № 198, от 20 июня 2014 г. № 109, от 31 декабря 2014 г. № 247.
Вывод: Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД (в редакции от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2012 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД, от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить несоответствия действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 2 февраля 2015 г. № 34/02-573
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 января 2015 г. № 139н
НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 24 НОЯБРЯ 2008 Г. № 1786-ОД (В РЕДАКЦИИ
ОТ 04 МАРТА 2009 Г. № 1857-ОД, ОТ 13 МАЯ 2010 Г. № 2042-ОД,
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2011 Г. № 2287-ОД, ОТ 25 ИЮНЯ 2013 Г. № 64-ОД,
ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 126-ОД, ОТ 16 ИЮНЯ 2014 Г. № 95-ОД,
ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 193-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Градостроительного кодекса Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД (в редакции от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2011 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД, от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД) (далее - Кодекс) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Градостроительный кодекс Волгоградской области является основным законодательным актом Волгоградской области в сфере градостроительной деятельности, территориального и градостроительного планирования, развития и организации территории.
Предметом правового регулирования исследуемого Кодекса являются общественные отношения в сфере преобразования и поддержания благоприятной среды жизнедеятельности населения Волгоградской области в городских и сельских поселениях и на межселенных территориях.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 19.07.2011 № 248-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2014 № 456-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2014 № 485-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Кодекс принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
11.07.2014 по результатам правового исследования в тексте Градостроительного кодекса Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД было выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушения правил юридической техники (экспертное заключение № 1178н).
Законом Волгоградской области от 29.12.2014 № 193-ОД "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД" выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушение правил юридической техники устранены в полном объеме.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 1 статьи 35 исследуемого Кодекса установлен закрытый перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Вместе с тем подпунктом 4.2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Однако пункт 1 статьи 35 исследуемого Закона не содержит указанного случая, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении региональным законодательством перечня случаев, когда разрешение на строительство не требуется, по сравнению с перечнем, содержащимся в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
2. В соответствии с подпунктом 32 пункта 1 статьи 13 Градостроительного кодекса Волгоградской области к полномочиям администрации Волгоградской области в области градостроительной деятельности относится осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Вместе с тем пунктом 6 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении неполного перечня полномочий исполнительной власти Волгоградской области в градостроительной деятельности.
Содержание и форма анализируемого областного Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 декабря 2008 г. № 225 - 226.
Законы Волгоградской области от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2011 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД, от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 марта 2009 г. № 43, от 19 мая 2010 г. № 88, от 11 января 2012 г. № 2, от 03 июля 2013 г. № 118, от 23 октября 2013 г. № 198, от 20 июня 2014 г. № 109, от 31 декабря 2014 г. № 247.
Вывод: Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД (в редакции от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2012 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД, от 29 декабря 2014 г. № 193-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить несоответствия действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------