Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 05.02.2015 N 200н "На Закон Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" "
Направлено письмом от 6 февраля 2015 г. № 34/02-705
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. № 200н
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 АПРЕЛЯ 1998 Г. № 167-ОД
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ
ПОЙМЫ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 30 НОЯБРЯ 2001 Г. № 636-ОД,
ОТ 04 ИЮНЯ 2007 Г. № 1477-ОД, ОТ 23 НОЯБРЯ 2007 Г.
№ 1562-ОД, ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2009 Г. № 1854-ОД,
ОТ 01 МАРТА 2011 Г. № 2157-ОД, ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2012 Г.
№ 119-ОД, ОТ 04 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 165-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. № 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (в редакции от 30 ноября 2001 г. № 636-ОД, от 04 июня 2007 г. № 1477-ОД, от 23 ноября 2007 г. № 1562-ОД, от 27 февраля 2009 г. № 1854-ОД, от 01 марта 2011 г. № 2157-ОД, от 16 октября 2012 г. № 119-ОД, от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон определяет правовые основы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на территории Волго-Ахтубинской поймы.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 24.11.2014 № 361-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции от 21.07.2014 № 261-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 07.05.2013 № 104-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 24.11.2014 № 361-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
Согласно пунктам "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 4 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Абзацем 4 статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В статье 4 анализируемого Закона установлено, что основные положения охраны окружающей среды определяются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими законодательными актами в сфере охраны окружающей среды, а также принципом участия граждан и общественных организаций в принятии решений, а также в осознании окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы как объекта национального наследия.
Вместе с тем, согласно изменениям, внесенным Федеральный закон от 24.11.2014 № 361-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" экологические некоммерческие организации получили право оказывать содействие российским органам власти всех уровней в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, абзацем 12 статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении перечня лиц, участвующих в решении задач охраны окружающей среды.
Содержание и форма анализируемого областного Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 08 мая 2005 г. № 83.
Законы Волгоградской области от 30 ноября 2001 г. № 636-ОД, от 04 июня 2007 г. № 1477-ОД, от 23 ноября 2007 г. № 1562-ОД, от 27 февраля 2009 г. № 1854, от 01 марта 2011 г. № 2157-ОД, от 16 октября 2012 г. № 119-ОД, от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 января 2002 г. № 10, от 06 июня 2007 года № 102, от 28 ноября 2007 г. № 224, от 04 марта 2009 г. № 39, от 11 марта 2011 г. № 42, от 24 октября 2012 г. № 199, от 10 декабря 2014 г. № 232.
Вывод: Закон Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. № 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (в редакции от 30 ноября 2001 г. № 636-ОД, от 04 июня 2007 г. № 1477-ОД, от 23 ноября 2007 г. № 1562-ОД, от 27 февраля 2009 г. № 1854-ОД, от 01 марта 2011 г. № 2157-ОД, от 16 октября 2012 г. № 119-ОД, от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 6 февраля 2015 г. № 34/02-705
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. № 200н
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 АПРЕЛЯ 1998 Г. № 167-ОД
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ
ПОЙМЫ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 30 НОЯБРЯ 2001 Г. № 636-ОД,
ОТ 04 ИЮНЯ 2007 Г. № 1477-ОД, ОТ 23 НОЯБРЯ 2007 Г.
№ 1562-ОД, ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2009 Г. № 1854-ОД,
ОТ 01 МАРТА 2011 Г. № 2157-ОД, ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2012 Г.
№ 119-ОД, ОТ 04 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 165-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. № 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (в редакции от 30 ноября 2001 г. № 636-ОД, от 04 июня 2007 г. № 1477-ОД, от 23 ноября 2007 г. № 1562-ОД, от 27 февраля 2009 г. № 1854-ОД, от 01 марта 2011 г. № 2157-ОД, от 16 октября 2012 г. № 119-ОД, от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон определяет правовые основы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на территории Волго-Ахтубинской поймы.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 24.11.2014 № 361-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции от 21.07.2014 № 261-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 07.05.2013 № 104-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 24.11.2014 № 361-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
Согласно пунктам "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 4 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Абзацем 4 статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В статье 4 анализируемого Закона установлено, что основные положения охраны окружающей среды определяются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими законодательными актами в сфере охраны окружающей среды, а также принципом участия граждан и общественных организаций в принятии решений, а также в осознании окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы как объекта национального наследия.
Вместе с тем, согласно изменениям, внесенным Федеральный закон от 24.11.2014 № 361-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" экологические некоммерческие организации получили право оказывать содействие российским органам власти всех уровней в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, абзацем 12 статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении перечня лиц, участвующих в решении задач охраны окружающей среды.
Содержание и форма анализируемого областного Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 08 мая 2005 г. № 83.
Законы Волгоградской области от 30 ноября 2001 г. № 636-ОД, от 04 июня 2007 г. № 1477-ОД, от 23 ноября 2007 г. № 1562-ОД, от 27 февраля 2009 г. № 1854, от 01 марта 2011 г. № 2157-ОД, от 16 октября 2012 г. № 119-ОД, от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 января 2002 г. № 10, от 06 июня 2007 года № 102, от 28 ноября 2007 г. № 224, от 04 марта 2009 г. № 39, от 11 марта 2011 г. № 42, от 24 октября 2012 г. № 199, от 10 декабря 2014 г. № 232.
Вывод: Закон Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. № 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (в редакции от 30 ноября 2001 г. № 636-ОД, от 04 июня 2007 г. № 1477-ОД, от 23 ноября 2007 г. № 1562-ОД, от 27 февраля 2009 г. № 1854-ОД, от 01 марта 2011 г. № 2157-ОД, от 16 октября 2012 г. № 119-ОД, от 04 декабря 2014 г. № 165-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------