Приказ комитета образования и науки Волгоградской обл. от 09.02.2015 N 129 "Об утверждении Порядка формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области"



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 9 февраля 2015 г. № 129

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", в целях организации и проведения в установленном порядке государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Волгоградской области приказываю:
1. Утвердить Порядок формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области Л.М. Савину.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель комитета
образования и науки
Волгоградской области
А.М.КОРОТКОВ





Приложение
к приказу
комитета
образования и науки
Волгоградской области
от 9 февраля 2015 г. № 129

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Региональная предметная комиссия по каждому учебному предмету создается комитетом образования и науки Волгоградской области (далее - Комитет) в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 (далее - Порядок проведения ГИА).
1.2. Кандидатуры председателей предметных комиссий утверждаются после согласования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
1.3. Информационное и технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ).
1.4. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Порядком, решение принимает председатель предметной комиссии и/или руководитель регионального центра обработки информации в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее - ГЭК).
1.5. Предметная комиссия вправе:
запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ, а также в случае необходимости у Федеральной предметной комиссии, Федерального центра тестирования;
готовить и передавать руководству ГЭК для направления в организацию, осуществляющую подготовку контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в текущем году, свои рекомендации по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов;
готовить и передавать руководству ГЭК для направления в Комитет информацию о типичных ошибках в ответах выпускников и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по данному общеобразовательному предмету.
1.6. При работе предметных комиссий могут присутствовать:
члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
должностные лица Рособрнадзора, комитета образования и науки Волгоградской области (далее - Комитет) - по решению Комитета.

2. Формирование состава предметных комиссий

2.1. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем ГЭК.
2.2. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном на региональном уровне.
2.3. Количественный состав предметной комиссии определяется исходя из числа участников государственной итоговой аттестации (далее - участники ГИА) по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному общеобразовательному предмету.
2.4. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходимо:
наличие опыта организационной работы в предметной комиссии или ГЭК. Отсутствие такого опыта допустимо в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек;
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ГИА не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только во вновь организуемых предметных комиссиях по иностранным языкам;
согласование на федеральном уровне кандидатур, претендующих на позиции председателей предметных комиссий;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии, назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Для присвоения статуса "старший эксперт" необходимо:
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только во вновь организуемых предметных комиссиях по иностранным языкам;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии.
Для присвоения статуса "основной эксперт" необходимо:
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ. Отсутствие опыта оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ допускается в отношении вновь назначенных в текущем году экспертов;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
2.5. Показатели согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний для присвоения экспертам каждого из статусов, и их значения приведены в приложении 1.
2.6. Из числа ведущих и старших экспертов определяется состав экспертной группы, участвующей в третьей проверке ответов участников на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и централизованной проверке экзаменационных работ по общеобразовательным предметам, проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами, имеющие статус.
2.7. Формирование составов предметных комиссий организуется в соответствии с примерным планом-графиком проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий согласно приложению 2.
2.8. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав предметной комиссии, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
2.9. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету на региональном уровне проводятся в форме зачета.
2.10. К прохождению квалификационных испытаний допускаются лица, соответствующие предъявляемым требованиям к членам предметных комиссий и успешно прошедшие обучение по программам обучения и/или повышения квалификации экспертов, утвержденным Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования" и согласованным с Комитетом.
2.11. Квалификационное испытание проводится ежегодно.

3. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных
работ участников ЕГЭ

3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
3.2. Специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей предметных комиссий, принимают участие в мероприятиях по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне.
3.3. Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.
Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (www.fipi.ru).

3.4. Непосредственно перед проверкой работ экзаменационных работ участников ЕГЭ проводится оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами.
3.5. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Комитетом и Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования".
3.6. При подготовке экспертов на региональном уровне допускается использование интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенных в ней материалов.

4. Организация работы предметной комиссии

4.1. Предметная комиссия осуществляет свою работу в текущем году в период проведения государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших программы среднего общего образования (далее - ГИА).
4.2. Предметная комиссия по проверке экзаменационных работ участников ГИА в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) размещается в непосредственной близости к региональному центру обработки информации (далее - РЦОИ) в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
4.3. Предметная комиссия в рамках проведения ГИА:
осуществляет проверку экзаменационных работ участников ГИА (в том числе устных ответов) в соответствии с установленными требованиями и инструкциями;
участвует в централизованной проверке экзаменационных работ по общеобразовательным предметам;
составляет и направляет в РЦОИ протоколы результатов проверки ответов на задания с развернутым ответом;
составляет и представляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы комиссии.
4.4. Протоколы предметной комиссии хранятся в течение полугода.
4.5. В рамках осуществления проверки экзаменационных работ предметная комиссия:
принимает к рассмотрению копии бланков ответов, на которых оформлены ответы участников ГИА на задания экзаменационной работы с развернутым ответом;
осуществляет проверку ответов участников ГИА на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующим предметам в соответствии с установленными требованиями и инструкциями.
4.6. Ответы участников ГИА проверяются двумя экспертами.
По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом (или за каждую часть задания, если ответ на задание оценивается отдельно по каждой части) согласно критериям оценивания.
Результаты каждого оценивания вносятся предметными комиссиями в протокол проверки развернутых ответов участников ГИА. Протоколы проверки заданий экзаменационной работы с развернутым ответом участников ЕГЭ передаются в РЦОИ.
4.7. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
Существенное расхождение по каждому общеобразовательному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему общеобразовательному предмету.
4.8. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии (в случае проверки экзаменационной работы участника государственного выпускного экзамена) или автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов, которым в присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
4.9. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА.
4.10. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.

5. Сроки обработки экзаменационных материалов

5.1. Обработка экзаменационных материалов, включая проверку развернутых ответов предметной комиссией, должна быть завершена в сроки, определенные на федеральном уровне:
по русскому языку и математике - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

6. Порядок проведения проверки развернутых
ответов участников ЕГЭ

6.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2. Форма бланков и правила заполнения бланков устанавливается Рособрнадзором.
6.2. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной обучающимся, выпускником прошлых лет страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается.
6.3. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, а также схемы оценивания ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам, полученные из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ) в день проведения экзамена.
6.4. Проверку развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляют эксперты предметной комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
6.5. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
6.6. Каждому эксперту с учетом графика работы предоставляется (распечатывается) рабочий комплект эксперта, который содержит:
обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников участника ЕГЭ (далее - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол);
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и машиночитаемый протокол проверки устных ответов.
Председатель предметной комиссии получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
6.7. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
6.8. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
6.9. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. В случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника ЕГЭ двумя разными экспертами работы направляются на третью проверку.
6.10. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "Х".
6.11. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
6.12. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы используются далее для проведения анализа работы предметной комиссии и обучения экспертов предметной комиссии в следующем году.
6.13. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю предметной комиссии предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.
6.14. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения бланков ответов № 2, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами предметной комиссии в общей очереди работ участников ЕГЭ.
6.15. На протяжении периода работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает предметная комиссия, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

7. Порядок проведения проверки развернутых ответов
участников государственного выпускного экзамена

7.1. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.
7.2. Проверку развернутых ответов участников государственного выпускного экзамена (далее - участники ГВЭ) осуществляют эксперты предметной комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
7.3. Развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
7.4. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки.
7.5. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника ГВЭ двумя разными экспертами. Необходимость направления работ на третью проверку определяется председателем предметной комиссии.
Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания.
7.6. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, по статусу являющийся ведущим экспертом или старшим экспертом, ранее не проверявший данную экзаменационную работу.
7.7. При проверке устных ответов участников ГВЭ предметная комиссия обеспечивается файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов и (или) протоколами устных ответов обучающихся.
7.8. Распределение экзаменационных работ участников ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ производится председателем предметной комиссии и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.
7.9. Проверка развернутых ответов участников ГВЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз.

8. Организация работы предметной комиссии при
перепроверках результатов ЕГЭ

8.1. По решению Комитета региональные предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет, проходивших ГИА на территории Волгоградской области. Перепроверку проводят эксперты предметных комиссий, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
8.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работы отправлены на перепроверку, в региональную информационную систему (далее - РИС) и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
8.3. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
8.4. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
8.5. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения.
8.6. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.

9. Функции, права и обязанности председателя, заместителя
председателя и членов (экспертов) предметной комиссии

9.1. Председатель предметной комиссии осуществляет общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету, несет ответственность за организацию ее работы, своевременную и объективную проверку работ участников ГИА.
Председатель предметной комиссии в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ГЭК.
9.2. Функции председателя предметной комиссии:
подбор и представление в ГЭК предложений по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
формирование графика работы предметной комиссии (при проведении ЕГЭ - по согласованию с руководителем РЦОИ);
организация учета рабочего времени экспертов при проверке экзаменационных работ;
обеспечение своевременной проверки экзаменационных работ в соответствии с инструкциями и установленными требованиями;
обеспечение режима хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, передача протоколов проверки заданий экзаменационной работы с развернутым ответом участников ЕГЭ в РЦОИ;
информирование руководства ГЭК о ходе проверки экзаменационных работ и возникающих проблемах;
участие в случае необходимости в подготовке документов для работы региональных конфликтных комиссий единого государственного экзамена.
9.3. Правила для председателя предметной комиссии:
9.3.1. На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель предметной комиссии должен:
получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также схемы оценивания ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам;
получать необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя ПК в аудитории могут находиться:
руководитель РЦОИ (или его заместитель);
член ГЭК;
должностные лица Рособрнадзора или Комитета, осуществляющие проверку;
общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе ПК;
представлять в ГЭК информацию о нарушении экспертами установленного порядка проведения ГИА;
в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;
распределять между экспертами экзаменационные работы ГВЭ;
определять необходимость направления работ ГВЭ на третью проверку;
производить расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;
по завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
количество работ, проверенных каждым экспертом;
количество работ, отправленных на третью проверку;
информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
9.3.2. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА (далее - апелляция по результатам) председатель предметной комиссии должен:
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляционный комплект участника ГИА;
получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта контрольно-измерительного материала, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
назначить на рассмотрение апелляции экспертов, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря региональной конфликтной комиссии время рассмотрения апелляции;
направить экспертов в конфликтную комиссию на рассмотрение апелляции в указанное время;
оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта контрольно-измерительного материала, задания и содержания замечания.
9.4. Председатель предметной комиссии при работе комиссии:
дает указания экспертам в рамках своих полномочий;
назначает консультантов из числа экспертов для оказания методической помощи другим экспертам при проверке работ;
отстраняет экспертов в случае возникновения проблемных ситуаций от участия в работе предметной комиссии;
принимает решения по организации работы предметной комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций (в случае необходимости по согласованию с руководством ГЭК);
направляет запросы в РЦОИ, а также в случае необходимости в Федеральную предметную комиссию, ФЦТ;
участвует в семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ.
9.5. Правила для экспертов.
Эксперты должны:
9.5.1. на подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного порядка проведения ГИА, нормативных и методических материалов федерального и регионального уровней;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем предметной комиссии.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются;
9.5.2. во время проверки развернутых ответов:
по указанию председателя предметной комиссии занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки;
соблюдать дисциплину во время работы;
обратиться к председателю предметной комиссии или руководителю РЦОИ (его заместителю) в случае возникновения проблем;
начать проверку развернутых ответов, руководствуясь следующими правилами:
заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо;
внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной обучающимся, выпускником прошлых лет страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается;
если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "Х";
если участник ЕГЭ приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю предметной комиссии для передачи на обработку;
проверять и оценивать выполненные задания в соответствии с критериями оценивания по соответствующему предмету, устанавливаемыми Рособрнадзором;
выполнять возложенные на него функции на высоком уровне профессионализма, с соблюдением этических и моральных норм;
соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
информировать председателя предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке заданий;
незамедлительно информировать руководство ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также ненадлежащей работы с документацией в деятельности предметной комиссии;
9.5.3. при проверке пустых бланков ответов № 2:
получить инструктаж от руководителя РЦОИ;
просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов № 2;
при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостовериться (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостовериться (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;
изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в предметную комиссию.
Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизированно посредством региональной информационной системы ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом;
9.5.4. при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА:
получить от председателя предметной комиссии апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию;
рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
узнать у председателя предметной комиссии время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в конфликтную комиссию;
в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в контрольных измерительных материалах сообщить об этом председателю предметной комиссии с обязательным указанием номера варианта контрольного измерительного материала, задания и содержания замечания.
9.6. Эксперту во время работы комиссии запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами;
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя предметной комиссии консультантом;
копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах.

Начальник отдела
общего образования
комитета образования и науки
Волгоградской области
Л.А.ЯРОСЛАВЦЕВА





Приложение 1
к Порядку
формирования и работы
региональных предметных комиссий
государственной итоговой аттестации
по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области

ПОКАЗАТЕЛИ СОГЛАСОВАННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ
ПРИСВОЕНИЯ СТАТУСА ЭКСПЕРТАМ

Показатель 1: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
10%
15%
25%

Показатель 2: Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.

Статус эксперта
Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
0
Старший эксперт
0

Показатель 3: Процент заданий, по которым произведено изменение количества баллов при рассмотрении апелляционных заявлений, от общего количества заданий, заявленных участником к рассмотрению конфликтной комиссией (по итогам предыдущего года).

Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
10%
15%
25%




Начальник отдела общего образования
комитета образования и науки
Волгоградской области
Л.А.ЯРОСЛАВЦЕВА





Приложение 2
к Порядку
формирования и работы
региональных предметных комиссий
государственной итоговой аттестации
по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ
ЭКСПЕРТОВ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ

№ п/п
Мероприятие
Срок
1
2
3
1.
Оценивание работ из межрегионального банка специалистами, претендующими на статус ведущих экспертов
декабрь - февраль
2.
Сбор информации об участниках, претендующих на позиции руководителей предметных комиссий, в очных семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ
декабрь - январь
3.
Проведение семинаров по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ
январь - март
4.
Предоставление на федеральный уровень списков кандидатур председателей региональных предметных комиссий
до 20 февраля
5.
Подготовка экспертов региональных предметных комиссий к проверке экзаменационных работ ЕГЭ
февраль - март
6.
Присвоение статусов экспертам региональных предметных комиссий
март
7.
Формирование региональных предметных комиссий
февраль - март
8.
Представление кандидатур на федеральный уровень для формирования предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором
до 01 апреля
9.
Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов
первый день проверки работ по предмету
10.
Отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании, для включения в межрегиональный банк работ
в процессе проверки работ

Начальник отдела общего образования
комитета образования и науки
Волгоградской области
Л.А.ЯРОСЛАВЦЕВА


------------------------------------------------------------------