Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 12.02.2015 N 224н "На приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28 июля 2014 г. N 115/2-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области" "
Направлено письмом от 13 февраля 2015 г. № 34/03-933
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. № 224н
НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 28 ИЮЛЯ 2014 Г. № 115/2-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
"ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАХОДЯЩИХСЯ В КАЗНЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 2014 Г.
№ 138-ОД, ОТ 14 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 10-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28 июля 2014 г. № 115/2-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области" (в редакции от 15 сентября 2014 г. № 138-ОД, от 14 января 2015 г. № 10-ОД) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 14 января 2015 г. № 10-ОД "О внесении изменений в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28 июля 2014 г. № 115/2-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением специализированных жилых помещений отдельным категориям граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 31.12.2014 № 514-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" (в редакции от 10.01.2014 № 7-ОД);
- Законом Волгоградской области от 12.12.2007 № 1591-ОД "О жилищном фонде Волгоградской области" (в редакции от 10.11.2014 № 145-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.12.2005 № 1224 "О порядке учета доходов и определения стоимости подлежащего налогообложению имущества семьи или одиноко проживающего гражданина для их признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях";
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24.04.2006 № 455 "О некоторых вопросах реализации Закона Волгоградской области от 1 декабря 2005 г. № 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" (в редакции от 29.01.2014 № 66);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 12.09.2008 № 1223 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда Волгоградской области по договорам социального найма" (в редакции от 12.12.2008 № 1706);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24.11.2014 № 20-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" (в редакции от 12.02.2014 № 113);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158 "Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области".
В соответствии с пунктами "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Абзацем 19 пункта 2.1 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. № 1327, действовавшего в момент издания исследуемого Приказа, предусмотрено, что Министерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства принимает решение и осуществляет предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда социального использования Волгоградской области.
Согласно абзацу 17 пункта 2.1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158, комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области принимает решение и осуществляет предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда социального использования Волгоградской области.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД) в систему органов исполнительной власти Волгоградской области на момент издания исследуемого Приказа входило министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. № 1327 и действовавшего в момент издания исследуемого Приказа, министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения Министр издает приказы министерства.
Законом Волгоградской области от 23.10.2014 № 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области реорганизовано в комитет жилищно-коммунального хозяйства и комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона в силу и не предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Упразднение, реорганизация или переименование органов исполнительной власти Волгоградской области должны быть произведены в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно абзацу 17 пункта 2.1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158, комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области принимает решение и осуществляет предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда социального использования Волгоградской области.
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Анализируемым Приказом утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области".
Однако раздел 5 исследуемого Регламента имеет наименование "Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства, а также принимаемого ими решения при исполнении государственной функции".
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Главой 2.1 указанного Федерального закона определены общие требования к порядку рассмотрения жалобы.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать в том числе раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.
Согласно пункту 3.7 раздела 3 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, указанный раздел должен иметь наименование "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц".
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в неверном определении порядка обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
2. Согласно пункту 5.7 Административного регламента жалоба рассматривается в течение тридцати дней со дня ее регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона, министр либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя, направившего жалобу.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
При этом продление срока рассмотрения жалобы указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иных сроков рассмотрения жалоб, поступивших в министерство.
3. Пунктом 5.11 Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, Министерство принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Министерством опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
Вместе с тем, согласно части 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в Административном регламенте не установлен такой результат рассмотрения жалобы как "возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации", что не соответствует императивной норме Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 1 части 7 статьи 11.2).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении неполного перечня результатов рассмотрения жалобы, предусмотренных федеральным законодательством.
4. Пунктами 5.12 и 5.13 Административного регламента установлено, что в случае удовлетворения жалобы Министерство в течение пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения, но не позднее тридцати дней со дня регистрации жалобы направляет заявителю в письменной форме или по его желанию в электронной форме мотивированный ответ о принятом решении и действиях, осуществленных в соответствии с принятым решением.
Если в ходе рассмотрения жалоба признана необоснованной, заявителю направляется ответ о результате рассмотрения жалобы с указанием причин, почему она признана необоснованной, в течение пяти рабочих дней после принятия решения, но не позднее тридцати дней со дня регистрации жалобы.
Вместе с тем, частями 7 и 8 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иных сроков направления мотивированного ответа о результатах рассмотрения жалобы.
5. Согласно пункту 5.14 Административного регламента основанием для отказа в рассмотрении жалобы может быть:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членов его семьи;
б) текст жалобы не поддается прочтению;
в) в случае если в жалобе содержатся претензии, на которые неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Однако в анализируемом пункте отсутствует ссылка на обязанности информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 04.12.2013 № 1-АПГ13-11, Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, которые не предусматривают основания оставления жалобы без ответа, в связи с чем к отношениям в неурегулированной части подлежит применению Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен порядок рассмотрения отдельных обращений, согласно пунктам 3, 4 и 5 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Таким образом, пункт 5.14 Административного регламента не соответствует Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части отсутствия обязанности информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения, содержащего недопустимые высказывания, нечитаемый текст или претензии, на которые неоднократно давались письменные ответы.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В тексте исследуемого Регламента содержится ссылка на постановление Губернатора Волгоградской области от 19 декабря 2013 № 1327 "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области".
Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу.
2. В пункте 2.5 и в абзаце 2 пункта 3.1.4 Административного регламента приводится ссылка на Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг".
Вместе с тем, официальное наименование Федерального закона имеет следующее написание: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в нарушении правил русского языка.
3. В тексте исследуемого нормативного правового акта имеются ссылки на "министерства" как органы исполнительной власти Волгоградской области.
Вместе с тем, Законом Волгоградской области от 23.10.2014 № 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" изменена структура органов исполнительной власти Волгоградской области.
4. Согласно пунктам 5.1 и 5.2 Административного регламента действия (бездействие) должностного лица Министерства и решения, принятые им при исполнении государственной функции, могут быть обжалованы субъектом в досудебном (внесудебном) порядке.
Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба субъекта на действия (бездействие) должностных лиц Министерства, участвующих в исполнении государственной функции, и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции.
Из приведенных правовых положений усматривается, что жалоба может быть подана на действия (бездействия) и решения, принятые при исполнении государственной функции. Жалоба может быть подана субъектом.
Вместе с тем, исследуемый административный регламент регулирует порядок оказания государственной услуги, следовательно, и обжалованы могут быть действия (бездействие) и решения, принятые при оказании государственной услуги.
Кроме того, в тексте административного регламента не определено, кто является субъектом (согласно тексту административного регламента получателями государственной услуги являются заявители - граждане).
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в несогласованности отдельных элементов административного регламента.
5. Согласно пункту 5.9 Административного регламента жалоба на действия (бездействие) и решения, принятые при предоставлении государственной услуги, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя по адресу, указанному в пункте 4 административного регламента.
Вместе с тем, адрес министерства указан в пункте 1.3.1.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в несогласованности информации, содержащейся в разных структурных единицах исследуемого Административного регламента.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 августа 2014 г. № 152.
Приказы министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 15 сентября 2014 г. № 138-ОД, от 14 января 2015 г. № 10-ОД, которыми в исследуемый акт вносятся изменения, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 октября 2014 г. № 182, от 04 февраля 2015 г. № 19.
Вывод: приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28 июля 2014 г. № 115/2-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области" (в редакции от 15 сентября 2014 г. № 138-ОД, от 14 января 2015 г. № 10-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 13 февраля 2015 г. № 34/03-933
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. № 224н
НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 28 ИЮЛЯ 2014 Г. № 115/2-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
"ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАХОДЯЩИХСЯ В КАЗНЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 2014 Г.
№ 138-ОД, ОТ 14 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 10-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28 июля 2014 г. № 115/2-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области" (в редакции от 15 сентября 2014 г. № 138-ОД, от 14 января 2015 г. № 10-ОД) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 14 января 2015 г. № 10-ОД "О внесении изменений в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28 июля 2014 г. № 115/2-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением специализированных жилых помещений отдельным категориям граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 31.12.2014 № 514-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" (в редакции от 10.01.2014 № 7-ОД);
- Законом Волгоградской области от 12.12.2007 № 1591-ОД "О жилищном фонде Волгоградской области" (в редакции от 10.11.2014 № 145-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.12.2005 № 1224 "О порядке учета доходов и определения стоимости подлежащего налогообложению имущества семьи или одиноко проживающего гражданина для их признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях";
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24.04.2006 № 455 "О некоторых вопросах реализации Закона Волгоградской области от 1 декабря 2005 г. № 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" (в редакции от 29.01.2014 № 66);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 12.09.2008 № 1223 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда Волгоградской области по договорам социального найма" (в редакции от 12.12.2008 № 1706);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24.11.2014 № 20-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" (в редакции от 12.02.2014 № 113);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158 "Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области".
В соответствии с пунктами "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Абзацем 19 пункта 2.1 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. № 1327, действовавшего в момент издания исследуемого Приказа, предусмотрено, что Министерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства принимает решение и осуществляет предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда социального использования Волгоградской области.
Согласно абзацу 17 пункта 2.1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158, комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области принимает решение и осуществляет предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда социального использования Волгоградской области.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД) в систему органов исполнительной власти Волгоградской области на момент издания исследуемого Приказа входило министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. № 1327 и действовавшего в момент издания исследуемого Приказа, министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения Министр издает приказы министерства.
Законом Волгоградской области от 23.10.2014 № 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области реорганизовано в комитет жилищно-коммунального хозяйства и комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона в силу и не предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Упразднение, реорганизация или переименование органов исполнительной власти Волгоградской области должны быть произведены в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно абзацу 17 пункта 2.1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158, комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области принимает решение и осуществляет предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда социального использования Волгоградской области.
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Анализируемым Приказом утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области".
Однако раздел 5 исследуемого Регламента имеет наименование "Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства, а также принимаемого ими решения при исполнении государственной функции".
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Главой 2.1 указанного Федерального закона определены общие требования к порядку рассмотрения жалобы.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать в том числе раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.
Согласно пункту 3.7 раздела 3 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, указанный раздел должен иметь наименование "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц".
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в неверном определении порядка обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
2. Согласно пункту 5.7 Административного регламента жалоба рассматривается в течение тридцати дней со дня ее регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона, министр либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя, направившего жалобу.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
При этом продление срока рассмотрения жалобы указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иных сроков рассмотрения жалоб, поступивших в министерство.
3. Пунктом 5.11 Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, Министерство принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Министерством опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
Вместе с тем, согласно части 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в Административном регламенте не установлен такой результат рассмотрения жалобы как "возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации", что не соответствует императивной норме Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 1 части 7 статьи 11.2).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении неполного перечня результатов рассмотрения жалобы, предусмотренных федеральным законодательством.
4. Пунктами 5.12 и 5.13 Административного регламента установлено, что в случае удовлетворения жалобы Министерство в течение пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения, но не позднее тридцати дней со дня регистрации жалобы направляет заявителю в письменной форме или по его желанию в электронной форме мотивированный ответ о принятом решении и действиях, осуществленных в соответствии с принятым решением.
Если в ходе рассмотрения жалоба признана необоснованной, заявителю направляется ответ о результате рассмотрения жалобы с указанием причин, почему она признана необоснованной, в течение пяти рабочих дней после принятия решения, но не позднее тридцати дней со дня регистрации жалобы.
Вместе с тем, частями 7 и 8 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иных сроков направления мотивированного ответа о результатах рассмотрения жалобы.
5. Согласно пункту 5.14 Административного регламента основанием для отказа в рассмотрении жалобы может быть:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членов его семьи;
б) текст жалобы не поддается прочтению;
в) в случае если в жалобе содержатся претензии, на которые неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Однако в анализируемом пункте отсутствует ссылка на обязанности информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 04.12.2013 № 1-АПГ13-11, Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, которые не предусматривают основания оставления жалобы без ответа, в связи с чем к отношениям в неурегулированной части подлежит применению Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен порядок рассмотрения отдельных обращений, согласно пунктам 3, 4 и 5 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Таким образом, пункт 5.14 Административного регламента не соответствует Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части отсутствия обязанности информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения, содержащего недопустимые высказывания, нечитаемый текст или претензии, на которые неоднократно давались письменные ответы.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В тексте исследуемого Регламента содержится ссылка на постановление Губернатора Волгоградской области от 19 декабря 2013 № 1327 "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области".
Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу.
2. В пункте 2.5 и в абзаце 2 пункта 3.1.4 Административного регламента приводится ссылка на Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг".
Вместе с тем, официальное наименование Федерального закона имеет следующее написание: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в нарушении правил русского языка.
3. В тексте исследуемого нормативного правового акта имеются ссылки на "министерства" как органы исполнительной власти Волгоградской области.
Вместе с тем, Законом Волгоградской области от 23.10.2014 № 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" изменена структура органов исполнительной власти Волгоградской области.
4. Согласно пунктам 5.1 и 5.2 Административного регламента действия (бездействие) должностного лица Министерства и решения, принятые им при исполнении государственной функции, могут быть обжалованы субъектом в досудебном (внесудебном) порядке.
Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба субъекта на действия (бездействие) должностных лиц Министерства, участвующих в исполнении государственной функции, и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции.
Из приведенных правовых положений усматривается, что жалоба может быть подана на действия (бездействия) и решения, принятые при исполнении государственной функции. Жалоба может быть подана субъектом.
Вместе с тем, исследуемый административный регламент регулирует порядок оказания государственной услуги, следовательно, и обжалованы могут быть действия (бездействие) и решения, принятые при оказании государственной услуги.
Кроме того, в тексте административного регламента не определено, кто является субъектом (согласно тексту административного регламента получателями государственной услуги являются заявители - граждане).
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в несогласованности отдельных элементов административного регламента.
5. Согласно пункту 5.9 Административного регламента жалоба на действия (бездействие) и решения, принятые при предоставлении государственной услуги, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя по адресу, указанному в пункте 4 административного регламента.
Вместе с тем, адрес министерства указан в пункте 1.3.1.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в несогласованности информации, содержащейся в разных структурных единицах исследуемого Административного регламента.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 августа 2014 г. № 152.
Приказы министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 15 сентября 2014 г. № 138-ОД, от 14 января 2015 г. № 10-ОД, которыми в исследуемый акт вносятся изменения, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 октября 2014 г. № 182, от 04 февраля 2015 г. № 19.
Вывод: приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28 июля 2014 г. № 115/2-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области государственной услуги "Предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области" (в редакции от 15 сентября 2014 г. № 138-ОД, от 14 января 2015 г. № 10-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------