Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 24.02.2015 N 277н "На постановление Администрации Волгоградской области от 22 декабря 2014 г. N 104-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями, участвующим в охране общественного порядка"



Направлено письмом от 24 февраля 2015 г. № 34/03-1230

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. № 277н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 104-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
(МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) УЧРЕЖДЕНИЯМИ, УЧАСТВУЮЩИМ В ОХРАНЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления Администрации Волгоградской области от 22 декабря 2014 г. № 104-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, участвующим в охране общественного порядка" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, участвующим в охране общественного порядка.
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются бюджетные правоотношения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 31.12.2014 № 505-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 21.07.2011 № 2213-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций" (в редакции от 01.04.2014 № 48-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- Законом Волгоградской области от 20.11.2014 № 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Согласно абзацам 1 и 2 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Как следует из части 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 5 статьи 31.1 указанного Федерального закона оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Частью 2 статьи 4 Закона Волгоградской области "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций" установлено, что порядок предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям мер государственной поддержки, указанных в пунктах 2 - 8 части 1 настоящей статьи, определяется постановлениями Правительства Волгоградской области.
Статьей 8 Закона Волгоградской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрены в расходной части областного бюджета по подразделу 0314 "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" раздела 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" классификации расходов областного бюджета субсидии некоммерческим организациям (не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями), участвующим в охране общественного порядка, в 2015 году в сумме 25000,0 тыс. рублей, в 2016 году - 25000,0 тыс. рублей, в 2017 году - 25000,0 тыс. рублей.
Порядок определения объема и предоставления указанных в настоящей статье субсидий устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Следовательно, исследуемое постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 32 Устава Волгоградской области Администрация Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов Волгоградской области, постановлений Губернатора Волгоградской области издает постановления, которые подписываются Губернатором Волгоградской области.
Таким образом, Администрация Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
Пунктом 18 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, участвующим в охране общественного порядка (далее - Порядок), установлено, что не использованный на 01 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной в истекшем финансовом году, подлежит возврату в областной бюджет в порядке, предусмотренном соглашением о предоставлении субсидии.
Статьей 8 Закона Волгоградской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрены в расходной части областного бюджета по подразделу 0314 "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" раздела 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" классификации расходов областного бюджета субсидии некоммерческим организациям (не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями), участвующим в охране общественного порядка, в 2015 году в сумме 25000,0 тыс. рублей, в 2016 году - 25000,0 тыс. рублей, в 2017 году - 25000,0 тыс. рублей.
Порядок определения объема и предоставления указанных в настоящей статье субсидий устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако из смысла содержания пункта 18 анализируемого Порядка следует, что порядок возврата не использованного на 01 января текущего финансового года остатка субсидии, предоставленной в истекшем финансовом году, в областной бюджет отсутствует.
Из сказанного следует, что комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области сможет в соглашениях о предоставлении субсидии устанавливать для каждой некоммерческой организации различные порядки возврата субсидии, не использованной на 01 января текущего финансового года, что повлияет на состояние законности в рассматриваемой сфере правового регулирования и может нарушить права отдельных некоммерческих организаций.
Необходимо обратить внимание, что порядок возврата субсидий, установленный в пункте 19 исследуемого Порядка, распространяется только на случаи возврата денежных средств, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, к числу коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, относятся отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
В силу изложенного выше предлагаем скорректировать приведенную выше норму в части установления порядка и сроков возврата субсидии, не использованной на 01 января текущего финансового года.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 18 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, участвующим в охране общественного порядка (далее - Порядок), установлено, что не использованный на 01 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной в истекшем финансовом году, подлежит возврату в областной бюджет в порядке, предусмотренном соглашением о предоставлении субсидии.
Как следует из абзаца 6 пункта 8 Порядка, форма соглашения утверждается приказом Комитета.
Вместе с тем, как следует из пункта 4 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Статьей 8 Закона Волгоградской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрены в расходной части областного бюджета по подразделу 0314 "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" раздела 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" классификации расходов областного бюджета субсидии некоммерческим организациям (не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями), участвующим в охране общественного порядка, в 2015 году в сумме 25000,0 тыс. рублей, в 2016 году - 25000,0 тыс. рублей, в 2017 году - 25000,0 тыс. рублей.
Порядок определения объема и предоставления указанных в настоящей статье субсидий устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Указания подпункта 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации носят общий императивный характер и не допускают отсутствия в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, положений о порядке возврата неиспользованной части субсидий (Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2014 № 74-АПГ14-19).
Соглашение о предоставлении субсидии не является нормативным правовым актом.
Пункт 18 исследуемого Порядка противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации как акту, имеющему большую юридическую силу, в той части, в какой наделяет комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области полномочием по установлению порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.
В сфере публичного права разрешено только то, на что имеется указание в законе. Иное противоречит закрепленному Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей (Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2011 № 33-Г11-32).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в наделении комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области полномочием по установлению порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 31 декабря 2014 г. № 247.
Вывод: постановление администрации Волгоградской области от 22 декабря 2014 г. № 104-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, участвующим в охране общественного порядка" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные коррупциогенный фактор и несоответствие действующему федеральному законодательству.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------