Постановление Губернатора Волгоградской обл. от 15.05.2015 N 406 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности"
ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. № 406
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии со статьей 26.3-3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 19 Закона Волгоградской области от 09 декабря 2014 г. № 169-ОД "О нормативных правовых актах Волгоградской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Губернатора Волгоградской области:
от 13 декабря 2013 г. № 1294 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Волгоградской области, Правительства Волгоградской области и иных органов исполнительной власти Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности";
от 10 января 2014 г. № 12 "Об утверждении Порядка проведения публичных консультаций по нормативным правовым актам Губернатора Волгоградской области, Правительства Волгоградской области и иных органов исполнительной власти Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности";
от 01 апреля 2014 г. № 291 "О внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 13 декабря 2013 г. № 1294 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Волгоградской области, Правительства Волгоградской области и иных органов исполнительной власти Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
Утвержден
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 15 мая 2015 г. № 406
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения экспертизы нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуются - нормативные правовые акты).
1.2. Экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в целях проведения оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей правового регулирования, эффективности предложенного варианта правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного варианта правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики и выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
1.3. Проведение экспертизы нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
формирование плана проведения экспертизы нормативных правовых актов;
проведение публичных консультаций по обсуждению нормативного правового акта (далее именуются - публичные консультации);
исследование нормативного правового акта на предмет наличия в нем положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуется - исследование нормативного правового акта);
подготовка заключения об экспертизе нормативного правового акта (далее именуется - заключение).
1.4. Участниками процедуры экспертизы нормативных правовых актов являются:
1) орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий функции уполномоченного органа по организации деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области по экспертизе нормативных правовых актов, подготавливающий заключение (далее именуется - уполномоченный орган);
2) органы исполнительной власти Волгоградской области, являющиеся разработчиками нормативных правовых актов (далее именуются - разработчики);
3) органы исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющие в пределах установленной компетенции полномочия в сфере общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом, но не являющиеся разработчиками данного нормативного правового акта (далее именуется - регулирующие органы);
4) инициаторы проведения экспертизы нормативных правовых актов (далее именуются - инициаторы проведения экспертизы), к которым относятся:
а) разработчики или регулирующие органы;
б) субъекты права законодательной инициативы, перечень которых установлен Уставом Волгоградской области (далее именуются - субъекты законодательной инициативы);
в) координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства;
г) участники публичных консультаций, к которым относятся:
Волгоградская областная Дума (в случае если экспертиза проводится в отношении закона Волгоградской области);
уполномоченный по правам предпринимателей при Губернаторе Волгоградской области;
научные и экспертные организации;
саморегулируемые и иные общественные организации;
иные заинтересованные лица.
2. Формирование плана проведения экспертизы нормативных
правовых актов
2.1. Экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с формируемым на полугодие планом проведения экспертизы нормативных правовых актов (далее именуется - План).
2.2. В целях формирования Плана инициаторы проведения экспертизы ежегодно не позднее 01 апреля и 01 октября представляют в уполномоченный орган предложения о проведении экспертизы нормативных правовых актов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
2.3. Указанные предложения рассматриваются на заседании консультативного совета по экспертизе нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуется - консультативный совет), созданного при уполномоченном органе. По результатам рассмотрения принимается решение о включении нормативных правовых актов в План.
Решение консультативного совета о включении нормативных правовых актов в План оформляется протоколом.
Состав консультативного совета и положение о нем утверждаются приказом уполномоченного органа.
Основанием для включения нормативного правового акта в План является наличие сведений, указывающих, что в нормативном правовом акте содержатся положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
2.4. В целях формирования Плана уполномоченным органом могут проводиться совещания, заседания и иные мероприятия с участием инициаторов проведения экспертизы.
2.5. Консультативный совет ежегодно представляет уполномоченному органу для утверждения проект Плана: не позднее 25 мая - на второе полугодие текущего года, не позднее 25 ноября - на первое полугодие очередного года.
В течение пяти рабочих дней со дня утверждения План размещается уполномоченным органом на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области (далее именуется - портал).
При наличии соответствующего поручения Губернатора Волгоградской области или Администрации Волгоградской области о проведении экспертизы нормативного правового акта его экспертиза осуществляется без внесения изменений в утвержденный План.
2.6. Дата начала и окончания проведения экспертизы для каждого нормативного правового акта, в том числе срок проведения публичных консультаций, определяются консультативным советом и указываются в Плане, при этом срок проведения экспертизы нормативного правового акта не должен превышать трех месяцев.
При необходимости срок проведения экспертизы нормативных правовых актов, установленный Планом, может быть продлен руководителем уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.
3. Проведение публичных консультаций
3.1. Целью проведения публичных консультаций по обсуждению нормативного правового акта является сбор мнений участников публичных консультаций относительно:
достижения заявленных в ходе разработки и принятия нормативного правового акта целей регулирования, эффективности предложенного способа регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики;
выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
3.2. Для проведения публичных консультаций уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней до установленной Планом даты начала проведения публичных консультаций размещает на портале уведомление об экспертизе нормативного правового акта (далее именуется - уведомление об экспертизе), нормативный правовой акт, в отношении которого проводится экспертиза, и опросный лист для проведения публичных консультаций.
Форма уведомления об экспертизе утверждается приказом уполномоченного органа.
В уведомлении об экспертизе указываются срок проведения публичных консультаций, способ и срок направления участниками публичных консультаций своих предложений и замечаний к нормативному правовому акту, данные об инициаторе проведения экспертизы, а также причины проведения экспертизы нормативного правового акта.
Перечень вопросов, включаемых в опросный лист для проведения публичных консультаций, определяется уполномоченным органом в зависимости от специфики нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза.
Примерная форма опросного листа для проведения публичных консультаций утверждается приказом уполномоченного органа.
3.3. Срок проведения публичных консультаций не может составлять менее 30 календарных дней со дня размещения уведомления об экспертизе на портале.
3.4. Уполномоченный орган обязан в течение 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций рассмотреть поступившие в установленный срок от участников публичных консультаций предложения и замечания к нормативному правовому акту и не позднее пяти рабочих дней со дня их рассмотрения направить участникам публичных консультаций, от которых поступили предложения и замечания к нормативному правовому акту, письменные сообщения о результатах рассмотрения с указанием причин их принятия либо отклонения.
3.5. По результатам проведения публичных консультаций уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня их окончания осуществляет подготовку справки о проведении публичных консультаций.
В справке о проведении публичных консультаций должны быть отражены информация о проведенных публичных консультациях и поступившие в уполномоченный орган предложения и замечания к нормативному правовому акту.
3.6. Справка о проведении публичных консультаций подписывается руководителем уполномоченного органа и направляется в адрес инициатора проведения экспертизы.
4. Исследование нормативного правового акта
4.1. Исследование нормативного правового акта включает в себя проведение экспертизы нормативного правового акта на предмет наличия в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
4.2. Исследование нормативного правового акта проводится уполномоченным органом во взаимодействии с разработчиком или регулирующим органом, а также с участием субъекта законодательной инициативы (в случае проведения экспертизы в отношении закона Волгоградской области), участниками публичных консультаций, направивших предложения и замечания к нормативному правовому акту.
4.3. В ходе исследования нормативного правового акта изучаются следующие вопросы:
1) наличие в нормативном правовом акте избыточных требований по подготовке и (или) представлению сведений (документов), а именно:
требуемые аналогичные или идентичные сведения (документы) выдаются государственным органом, в который обращается субъект предпринимательской и инвестиционной деятельности;
аналогичные или идентичные сведения (документы) представляются в несколько органов государственной власти или учреждений, предоставляющих государственные услуги;
необоснованная частота подготовки и (или) представления сведений (документов). При этом получающий сведения (документы) орган не использует их с той периодичностью, с которой получает обязательные к подготовке и (или) представлению сведения (документы);
аналогичные или идентичные сведения (документы) представляются в одно или различные подразделения одного и того же органа государственной власти или учреждения;
наличие организационных препятствий для приема обязательных к представлению документов (удаленное местонахождение приема документов, неопределенность времени приема документов, иной ограниченный ресурс государственных органов для приема документов);
отсутствие альтернативных способов подачи обязательных к представлению сведений и документов (запрещение отправки документов через агентов, уполномоченных лиц, с использованием электронных сетей связи);
предъявление завышенных требований к форме представляемых сведений или документов, представление которых связано с оказанием государственной услуги;
установленная процедура не способствует сохранению конфиденциальности представляемых сведений (документов) или способствует нарушению иных охраняемых законом прав;
2) наличие в нормативном правовом акте требований:
связанных с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, не связанных с осуществлением основной деятельности;
возникновения, наличия или прекращения у субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности договорных обязательств;
о необходимости привлечения субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности дополнительного персонала;
о необходимости представления сведений и документов, не связанных с выполнением работ, услуг субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) отсутствие, неточность или избыточность полномочий лиц, наделенных правом проведения проверок, участия в комиссиях, выдачи или осуществления согласований;
4) отсутствие необходимых организационных или технических условий, приводящих к невозможности реализации органами государственной власти установленных функций в отношении субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4.4. При проведении исследования нормативного правового акта уполномоченный орган:
направляет разработчику или регулирующему органу запрос о предоставлении материалов, необходимых для проведения экспертизы нормативного правового акта (далее именуется - запрос уполномоченного органа), содержащих сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость правового регулирования соответствующих отношений;
обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом о предоставлении информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы нормативного правового акта;
устанавливает наличие (отсутствие) в нормативном правовом акте положений, указанных в пункте 4.3 настоящего Порядка;
рассматривает замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
анализирует положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой его применения;
определяет характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
устанавливает наличие затруднений при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также обоснованность и целесообразность данных положений для целей правового регулирования соответствующих отношений.
4.5. Разработчик или регулирующий орган обязан по запросу уполномоченного органа в установленный срок представить материалы, необходимые для проведения экспертизы нормативного правового акта.
В случае если на запрос уполномоченного органа в установленный срок разработчиком или регулирующим органом не представлены материалы, необходимые для проведения экспертизы нормативного правового акта, сведения об этом подлежат указанию в тексте заключения.
5. Подготовка заключения
5.1. По результатам исследования нормативного правового акта и публичных консультаций уполномоченным органом готовится заключение.
В заключении указываются:
сведения о нормативном правовом акте и его разработчике или регулирующим органе;
положения нормативного правового акта, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или информация об отсутствии таких положений;
обоснование сделанных выводов;
информация о проведенных публичных консультациях, позиции участников публичных консультаций;
сведения о непредставлении разработчиком или регулирующим органом необходимых для проведения экспертизы нормативного правового акта материалов (в случае их непредставления).
5.2. В случае выявления в нормативном правовом акте положений, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключение должно содержать рекомендации:
об отмене нормативного правового акта;
об изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, направленном на устранение положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
5.3. Заключение представляется на подпись руководителю уполномоченного органа не позднее даты окончания проведения экспертизы нормативного правового акта.
В течение трех рабочих дней со дня подписания заключение направляется инициатору проведения экспертизы, разработчику или регулирующему органу.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания заключения размещает его на портале вместе со справкой о проведении публичных консультаций.
5.4. В случае если в заключении содержится вывод о наличии в нормативном правовом акте положений, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, разработчик или регулирующий орган в течение 30 рабочих дней со дня получения заключения обязан подготовить соответствующий проект нормативного правового акта с учетом рекомендаций, указанных в заключении. Подготовленный проект нормативного правового акта подлежит оценке регулирующего воздействия в установленном порядке.
5.5. Разработчик или регулирующий орган вправе в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения представить в уполномоченный орган обоснованные возражения на заключение, содержащее рекомендации по отмене нормативного правового акта или внесению в него изменений.
Указанные возражения в течение 10 рабочих дней со дня их поступления подлежат рассмотрению на заседании консультативного совета с привлечением всех заинтересованных сторон.
Решение консультативного совета, принятое по результатам заседания, является обязательным для исполнения разработчиком или регулирующим органом.
5.6. Разработчик или регулирующий орган не позднее трех месяцев со дня получения заключения, содержащего рекомендации по отмене нормативного правового акта или внесению в него изменений, или даты принятия решения консультативного совета об исполнении рекомендации уполномоченного органа информирует уполномоченный орган о принятых мерах по устранению положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Приложение
к Порядку проведения экспертизы
нормативных правовых актов
Волгоградской области,
затрагивающих вопросы
осуществления предпринимательской
и инвестиционной деятельности
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
о включении нормативного правового акта в план проведения экспертизы
нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих
вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной
деятельности
1. Общие сведения:
1.1. Инициатор проведения экспертизы (полное наименование с указанием
почтового адреса) _________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.2. Наименование нормативного правового акта, его реквизиты (дата и
номер) ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
2. Информация о проблеме:
2.1. Значимость проблемы и обоснование (качественное описание сути
проблемы, негативных последствий для субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности): _____________________________________________
__________________________________________________________________________.
2.2. Количественные оценки совокупных издержек, связанных с
применением нормативного правового акта или его отдельных положений
[указываются оценки совокупных затрат субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности в денежной или иной форме (количество или
ассортимент продукции, затраты времени, иная информация о проблеме)]: _____
__________________________________________________________________________.
2.3. Срок давности существования проблемы (с какого месяца, года)
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
2.4. Массовое воздействие на предпринимателей и инвесторов,
общественный резонанс [оценка масштаба воздействия проблемы, количество
(доли) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, на
которых оказывается негативное воздействие]: ______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
2.5. Иная информация о проблеме (в том числе воздействие на экологию,
препятствия для инвестиций, модернизации) _________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3. Информация о возможных участниках исследования нормативного
правового акта:
3.1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
__________________________________________________________________________.
3.2. Наименование должности и организации _____________________________
__________________________________________________________________________.
3.3. Сфера деятельности _______________________________________________
__________________________________________________________________________.
3.4. Контактная информация, в том числе телефон и адрес электронной
почты _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
------------------------------------------------------------------
ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. № 406
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии со статьей 26.3-3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 19 Закона Волгоградской области от 09 декабря 2014 г. № 169-ОД "О нормативных правовых актах Волгоградской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Губернатора Волгоградской области:
от 13 декабря 2013 г. № 1294 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Волгоградской области, Правительства Волгоградской области и иных органов исполнительной власти Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности";
от 10 января 2014 г. № 12 "Об утверждении Порядка проведения публичных консультаций по нормативным правовым актам Губернатора Волгоградской области, Правительства Волгоградской области и иных органов исполнительной власти Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности";
от 01 апреля 2014 г. № 291 "О внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 13 декабря 2013 г. № 1294 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Волгоградской области, Правительства Волгоградской области и иных органов исполнительной власти Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
Утвержден
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 15 мая 2015 г. № 406
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения экспертизы нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуются - нормативные правовые акты).
1.2. Экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в целях проведения оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей правового регулирования, эффективности предложенного варианта правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного варианта правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики и выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
1.3. Проведение экспертизы нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
формирование плана проведения экспертизы нормативных правовых актов;
проведение публичных консультаций по обсуждению нормативного правового акта (далее именуются - публичные консультации);
исследование нормативного правового акта на предмет наличия в нем положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуется - исследование нормативного правового акта);
подготовка заключения об экспертизе нормативного правового акта (далее именуется - заключение).
1.4. Участниками процедуры экспертизы нормативных правовых актов являются:
1) орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий функции уполномоченного органа по организации деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области по экспертизе нормативных правовых актов, подготавливающий заключение (далее именуется - уполномоченный орган);
2) органы исполнительной власти Волгоградской области, являющиеся разработчиками нормативных правовых актов (далее именуются - разработчики);
3) органы исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющие в пределах установленной компетенции полномочия в сфере общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом, но не являющиеся разработчиками данного нормативного правового акта (далее именуется - регулирующие органы);
4) инициаторы проведения экспертизы нормативных правовых актов (далее именуются - инициаторы проведения экспертизы), к которым относятся:
а) разработчики или регулирующие органы;
б) субъекты права законодательной инициативы, перечень которых установлен Уставом Волгоградской области (далее именуются - субъекты законодательной инициативы);
в) координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства;
г) участники публичных консультаций, к которым относятся:
Волгоградская областная Дума (в случае если экспертиза проводится в отношении закона Волгоградской области);
уполномоченный по правам предпринимателей при Губернаторе Волгоградской области;
научные и экспертные организации;
саморегулируемые и иные общественные организации;
иные заинтересованные лица.
2. Формирование плана проведения экспертизы нормативных
правовых актов
2.1. Экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с формируемым на полугодие планом проведения экспертизы нормативных правовых актов (далее именуется - План).
2.2. В целях формирования Плана инициаторы проведения экспертизы ежегодно не позднее 01 апреля и 01 октября представляют в уполномоченный орган предложения о проведении экспертизы нормативных правовых актов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
2.3. Указанные предложения рассматриваются на заседании консультативного совета по экспертизе нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуется - консультативный совет), созданного при уполномоченном органе. По результатам рассмотрения принимается решение о включении нормативных правовых актов в План.
Решение консультативного совета о включении нормативных правовых актов в План оформляется протоколом.
Состав консультативного совета и положение о нем утверждаются приказом уполномоченного органа.
Основанием для включения нормативного правового акта в План является наличие сведений, указывающих, что в нормативном правовом акте содержатся положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
2.4. В целях формирования Плана уполномоченным органом могут проводиться совещания, заседания и иные мероприятия с участием инициаторов проведения экспертизы.
2.5. Консультативный совет ежегодно представляет уполномоченному органу для утверждения проект Плана: не позднее 25 мая - на второе полугодие текущего года, не позднее 25 ноября - на первое полугодие очередного года.
В течение пяти рабочих дней со дня утверждения План размещается уполномоченным органом на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области (далее именуется - портал).
При наличии соответствующего поручения Губернатора Волгоградской области или Администрации Волгоградской области о проведении экспертизы нормативного правового акта его экспертиза осуществляется без внесения изменений в утвержденный План.
2.6. Дата начала и окончания проведения экспертизы для каждого нормативного правового акта, в том числе срок проведения публичных консультаций, определяются консультативным советом и указываются в Плане, при этом срок проведения экспертизы нормативного правового акта не должен превышать трех месяцев.
При необходимости срок проведения экспертизы нормативных правовых актов, установленный Планом, может быть продлен руководителем уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.
3. Проведение публичных консультаций
3.1. Целью проведения публичных консультаций по обсуждению нормативного правового акта является сбор мнений участников публичных консультаций относительно:
достижения заявленных в ходе разработки и принятия нормативного правового акта целей регулирования, эффективности предложенного способа регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики;
выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
3.2. Для проведения публичных консультаций уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней до установленной Планом даты начала проведения публичных консультаций размещает на портале уведомление об экспертизе нормативного правового акта (далее именуется - уведомление об экспертизе), нормативный правовой акт, в отношении которого проводится экспертиза, и опросный лист для проведения публичных консультаций.
Форма уведомления об экспертизе утверждается приказом уполномоченного органа.
В уведомлении об экспертизе указываются срок проведения публичных консультаций, способ и срок направления участниками публичных консультаций своих предложений и замечаний к нормативному правовому акту, данные об инициаторе проведения экспертизы, а также причины проведения экспертизы нормативного правового акта.
Перечень вопросов, включаемых в опросный лист для проведения публичных консультаций, определяется уполномоченным органом в зависимости от специфики нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза.
Примерная форма опросного листа для проведения публичных консультаций утверждается приказом уполномоченного органа.
3.3. Срок проведения публичных консультаций не может составлять менее 30 календарных дней со дня размещения уведомления об экспертизе на портале.
3.4. Уполномоченный орган обязан в течение 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций рассмотреть поступившие в установленный срок от участников публичных консультаций предложения и замечания к нормативному правовому акту и не позднее пяти рабочих дней со дня их рассмотрения направить участникам публичных консультаций, от которых поступили предложения и замечания к нормативному правовому акту, письменные сообщения о результатах рассмотрения с указанием причин их принятия либо отклонения.
3.5. По результатам проведения публичных консультаций уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня их окончания осуществляет подготовку справки о проведении публичных консультаций.
В справке о проведении публичных консультаций должны быть отражены информация о проведенных публичных консультациях и поступившие в уполномоченный орган предложения и замечания к нормативному правовому акту.
3.6. Справка о проведении публичных консультаций подписывается руководителем уполномоченного органа и направляется в адрес инициатора проведения экспертизы.
4. Исследование нормативного правового акта
4.1. Исследование нормативного правового акта включает в себя проведение экспертизы нормативного правового акта на предмет наличия в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
4.2. Исследование нормативного правового акта проводится уполномоченным органом во взаимодействии с разработчиком или регулирующим органом, а также с участием субъекта законодательной инициативы (в случае проведения экспертизы в отношении закона Волгоградской области), участниками публичных консультаций, направивших предложения и замечания к нормативному правовому акту.
4.3. В ходе исследования нормативного правового акта изучаются следующие вопросы:
1) наличие в нормативном правовом акте избыточных требований по подготовке и (или) представлению сведений (документов), а именно:
требуемые аналогичные или идентичные сведения (документы) выдаются государственным органом, в который обращается субъект предпринимательской и инвестиционной деятельности;
аналогичные или идентичные сведения (документы) представляются в несколько органов государственной власти или учреждений, предоставляющих государственные услуги;
необоснованная частота подготовки и (или) представления сведений (документов). При этом получающий сведения (документы) орган не использует их с той периодичностью, с которой получает обязательные к подготовке и (или) представлению сведения (документы);
аналогичные или идентичные сведения (документы) представляются в одно или различные подразделения одного и того же органа государственной власти или учреждения;
наличие организационных препятствий для приема обязательных к представлению документов (удаленное местонахождение приема документов, неопределенность времени приема документов, иной ограниченный ресурс государственных органов для приема документов);
отсутствие альтернативных способов подачи обязательных к представлению сведений и документов (запрещение отправки документов через агентов, уполномоченных лиц, с использованием электронных сетей связи);
предъявление завышенных требований к форме представляемых сведений или документов, представление которых связано с оказанием государственной услуги;
установленная процедура не способствует сохранению конфиденциальности представляемых сведений (документов) или способствует нарушению иных охраняемых законом прав;
2) наличие в нормативном правовом акте требований:
связанных с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, не связанных с осуществлением основной деятельности;
возникновения, наличия или прекращения у субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности договорных обязательств;
о необходимости привлечения субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности дополнительного персонала;
о необходимости представления сведений и документов, не связанных с выполнением работ, услуг субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) отсутствие, неточность или избыточность полномочий лиц, наделенных правом проведения проверок, участия в комиссиях, выдачи или осуществления согласований;
4) отсутствие необходимых организационных или технических условий, приводящих к невозможности реализации органами государственной власти установленных функций в отношении субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4.4. При проведении исследования нормативного правового акта уполномоченный орган:
направляет разработчику или регулирующему органу запрос о предоставлении материалов, необходимых для проведения экспертизы нормативного правового акта (далее именуется - запрос уполномоченного органа), содержащих сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость правового регулирования соответствующих отношений;
обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом о предоставлении информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы нормативного правового акта;
устанавливает наличие (отсутствие) в нормативном правовом акте положений, указанных в пункте 4.3 настоящего Порядка;
рассматривает замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
анализирует положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой его применения;
определяет характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
устанавливает наличие затруднений при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также обоснованность и целесообразность данных положений для целей правового регулирования соответствующих отношений.
4.5. Разработчик или регулирующий орган обязан по запросу уполномоченного органа в установленный срок представить материалы, необходимые для проведения экспертизы нормативного правового акта.
В случае если на запрос уполномоченного органа в установленный срок разработчиком или регулирующим органом не представлены материалы, необходимые для проведения экспертизы нормативного правового акта, сведения об этом подлежат указанию в тексте заключения.
5. Подготовка заключения
5.1. По результатам исследования нормативного правового акта и публичных консультаций уполномоченным органом готовится заключение.
В заключении указываются:
сведения о нормативном правовом акте и его разработчике или регулирующим органе;
положения нормативного правового акта, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или информация об отсутствии таких положений;
обоснование сделанных выводов;
информация о проведенных публичных консультациях, позиции участников публичных консультаций;
сведения о непредставлении разработчиком или регулирующим органом необходимых для проведения экспертизы нормативного правового акта материалов (в случае их непредставления).
5.2. В случае выявления в нормативном правовом акте положений, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключение должно содержать рекомендации:
об отмене нормативного правового акта;
об изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, направленном на устранение положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
5.3. Заключение представляется на подпись руководителю уполномоченного органа не позднее даты окончания проведения экспертизы нормативного правового акта.
В течение трех рабочих дней со дня подписания заключение направляется инициатору проведения экспертизы, разработчику или регулирующему органу.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания заключения размещает его на портале вместе со справкой о проведении публичных консультаций.
5.4. В случае если в заключении содержится вывод о наличии в нормативном правовом акте положений, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, разработчик или регулирующий орган в течение 30 рабочих дней со дня получения заключения обязан подготовить соответствующий проект нормативного правового акта с учетом рекомендаций, указанных в заключении. Подготовленный проект нормативного правового акта подлежит оценке регулирующего воздействия в установленном порядке.
5.5. Разработчик или регулирующий орган вправе в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения представить в уполномоченный орган обоснованные возражения на заключение, содержащее рекомендации по отмене нормативного правового акта или внесению в него изменений.
Указанные возражения в течение 10 рабочих дней со дня их поступления подлежат рассмотрению на заседании консультативного совета с привлечением всех заинтересованных сторон.
Решение консультативного совета, принятое по результатам заседания, является обязательным для исполнения разработчиком или регулирующим органом.
5.6. Разработчик или регулирующий орган не позднее трех месяцев со дня получения заключения, содержащего рекомендации по отмене нормативного правового акта или внесению в него изменений, или даты принятия решения консультативного совета об исполнении рекомендации уполномоченного органа информирует уполномоченный орган о принятых мерах по устранению положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Приложение
к Порядку проведения экспертизы
нормативных правовых актов
Волгоградской области,
затрагивающих вопросы
осуществления предпринимательской
и инвестиционной деятельности
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
о включении нормативного правового акта в план проведения экспертизы
нормативных правовых актов Волгоградской области, затрагивающих
вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной
деятельности
1. Общие сведения:
1.1. Инициатор проведения экспертизы (полное наименование с указанием
почтового адреса) _________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
1.2. Наименование нормативного правового акта, его реквизиты (дата и
номер) ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
2. Информация о проблеме:
2.1. Значимость проблемы и обоснование (качественное описание сути
проблемы, негативных последствий для субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности): _____________________________________________
__________________________________________________________________________.
2.2. Количественные оценки совокупных издержек, связанных с
применением нормативного правового акта или его отдельных положений
[указываются оценки совокупных затрат субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности в денежной или иной форме (количество или
ассортимент продукции, затраты времени, иная информация о проблеме)]: _____
__________________________________________________________________________.
2.3. Срок давности существования проблемы (с какого месяца, года)
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
2.4. Массовое воздействие на предпринимателей и инвесторов,
общественный резонанс [оценка масштаба воздействия проблемы, количество
(доли) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, на
которых оказывается негативное воздействие]: ______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
2.5. Иная информация о проблеме (в том числе воздействие на экологию,
препятствия для инвестиций, модернизации) _________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3. Информация о возможных участниках исследования нормативного
правового акта:
3.1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
__________________________________________________________________________.
3.2. Наименование должности и организации _____________________________
__________________________________________________________________________.
3.3. Сфера деятельности _______________________________________________
__________________________________________________________________________.
3.4. Контактная информация, в том числе телефон и адрес электронной
почты _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
------------------------------------------------------------------