Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 20.05.2015 N 1088н "На приказ комитета здравоохранения Волгоградской области от 09 апреля 2015 г. N 13-03-218 "Об утверждении Методики проведения конкурса для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете здравоохранения Волгоградской области"



Направлено письмом от 21 мая 2015 г. № 34/03-4544

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. № 1088н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 09 АПРЕЛЯ 2015 Г. № 13-03-218 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
И НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОМИТЕТЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета здравоохранения Волгоградской области от 09 апреля 2015 г. № 13-03-218 "Об утверждении Методики проведения конкурса для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете здравоохранения Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждена Методика проведения конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете здравоохранения Волгоградской области (далее - Методика).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения в сфере организации и проведения конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 185-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 № 510-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (в редакции от 19.03.2014 № 156);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 08.04.2005 № 1045-ОД "О государственной гражданской службе Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 № 10-ОД);
- Законом Волгоградской области от 19.04.2006 № 1214-ОД "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, предъявляемых для замещения должностей государственной гражданской службы Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 № 10-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.03.2007 № 288 "Об утверждении Положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Волгоградской области" (в редакции от 30.12.2013 № 1381);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 152 "Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами государственных органов.
Частями 1, 7 и 12 статьи 22 указанного выше Федерального закона определено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112, для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.
В соответствии с частями 1, 8 и 12 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа.
Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 34 Закона Волгоградской области "О государственной гражданской службе Волгоградской области" положение о кадровом резерве на гражданской службе Волгоградской области, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва и кадрового резерва государственного органа и порядок работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Губернатора Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.03.2007 № 288, проведение конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет здравоохранения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 152, установлено, что Комитет здравоохранения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 13 Методики установлено, что решение о дате, месте, времени и процедуре проведения второго этапа конкурса принимается конкурсной комиссией.
Вместе с тем согласно пункту 12 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Взаимосвязанное толкование приведенных правовых положений позволяет сделать вывод о том, что предоставленное конкурсной комиссии право принимать решение о дате, месте, времени и процедуре проведения второго этапа конкурса противоречит правовым предписаниям актов, имеющих большую юридическую силу.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в предоставлении конкурсной комиссии полномочия, отнесенного федеральным законодательством к полномочиям представителя нанимателя.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 8 Методики установлено, что все документы, перечисленные в пунктах 7 и 8 настоящей Методики, представляются в сектор государственной службы и кадров комитета на имя представителя нанимателя в течение 21 дня со дня объявления о приеме документов для участия в конкурсе.
Вместе с тем документы, которые необходимо представить для участия в конкурсе, перечислены в пунктах 6 и 7.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в указании неверной ссылки.
2. Пунктом 8 Методики установлено, что все документы, перечисленные в пунктах 7 и 8 настоящей Методики, представляются в сектор государственной службы и кадров комитета на имя представителя нанимателя в течение 21 дня со дня объявления о приеме документов для участия в конкурсе.
Анализ приведенной правовой нормы не позволяет ясно и точно определить начало течения срока, так как не указано точно, в какой форме и в каком источнике должно быть размещено объявление, что нарушает вытекающее из Конституции Российской Федерации требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм.
Вместе с тем пунктом 11 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации установлено, что документы, указанные в пунктах 7 и 8 настоящего Положения, представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в нарушении принципа правовой определенности при изложении правовой нормы.
Текст исследуемого нормативного правового акта на момент проведения правовой экспертизы не опубликован.
Вывод: приказ комитета здравоохранения Волгоградской области от 09 апреля 2015 г. № 13-03-218 "Об утверждении Методики проведения конкурса для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете здравоохранения Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------