Постановление администрации Еланского муниципального района Волгоградской обл. от 29.05.2015 N 255 "Об утверждении муниципальной программы "Система помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии выявления семейного неблагополучия и оказание им своевременной экстренной помощи в Еланском муниципальном районе Волгоградской области" на срок 2015 - 2017 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ЕЛАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. № 255

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СИСТЕМА ПОМОЩИ
СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ,
НА РАННЕЙ СТАДИИ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
И ОКАЗАНИЕ ИМ СВОЕВРЕМЕННОЙ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ В ЕЛАНСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА СРОК 2015 - 2017 ГОДОВ

В целях снижения количества социальных сирот в Еланском муниципальном районе Волгоградской области путем разработки и внедрения в деятельность организаций новых форм и методов работы по профилактике семейного неблагополучия, механизма раннего выявления семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказания им своевременной помощи, а также повышения качества предоставляемой помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основании распоряжения администрации Еланского муниципального района Волгоградской области от 27.04.2015 № 104-р "О разработке муниципальной программы "Система помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии выявления семейного неблагополучия и оказание им своевременной экстренной помощи в Еланском муниципальном районе Волгоградской области" на срок 2015 - 2017 годов", руководствуясь постановлением администрации Еланского муниципального района Волгоградской области от 11.04.2014 № 159 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ", Уставом Еланского муниципального района Волгоградской области, постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Система помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии выявления семейного неблагополучия и оказание им своевременной экстренной помощи в Еланском муниципальном районе Волгоградской области" на срок 2015 - 2017 годов.
2. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его подписания.

Глава администрации Еланского
муниципального района
Волгоградской области
А.А.НОСОВ





Утверждена
постановлением
администрации Еланского
муниципального района
Волгоградской области
от 29 мая 2015 г. № 255

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"СИСТЕМА ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, НА РАННЕЙ СТАДИИ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ОКАЗАНИЕ ИМ СВОЕВРЕМЕННОЙ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
В ЕЛАНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА СРОК 2015 - 2017 ГОДОВ

Паспорт муниципальной программы "Система помощи семьям и
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на ранней
стадии выявления семейного неблагополучия и оказание им
своевременной экстренной помощи в Еланском муниципальном
районе Волгоградской области" на срок 2015 - 2017 годов

Наименование Программы
"Система помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии выявления семейного неблагополучия и оказание им своевременной экстренной помощи в Еланском муниципальном районе Волгоградской области" на срок 2015 - 2017 годов (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы, наименование и номер соответствующего нормативного акта
Распоряжение администрации Еланского муниципального района Волгоградской области от 27.04.2015 № 104-р "О разработке муниципальной программы "Система помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии выявления семейного неблагополучия и оказание им своевременной экстренной помощи в Еланском муниципальном районе Волгоградской области" на срок 2015 - 2017 годов"
Заказчик Программы
Администрация Еланского муниципального района Волгоградской области
Основной разработчик Программы
Орган опеки и попечительства Еланского муниципального района Волгоградской области
Исполнитель Программы
Орган опеки и попечительства Еланского муниципального района Волгоградской области (далее - ООиП)
Соисполнители:
- ГКУ ЦСЗН по Еланскому району;
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Еланского муниципального района Волгоградской области (далее - КДНиЗП);
ОМВД России по Еланскому району Волгоградской области;
отдел ЗАГС администрации Еланского муниципального района Волгоградской области;
- ГБУЗ Еланская ЦРБ;
- администрации городского и сельских поселений Еланского муниципального района Волгоградской области;
- образовательные организации Еланского муниципального района (далее - ОО);
- муниципальное бюджетное учреждение "Центр спорта и досуга "Успех" Еланского муниципального района Волгоградской области" (далее - МБУ "Успех");
редакция газеты "Еланские вести";
- ГКУ СО "Еланский ЦСОН"
Цель Программы
Снижение количества социальных сирот в Еланском муниципальном районе Волгоградской области путем разработки и внедрения в деятельность субъектов профилактики новых форм и методов работы по профилактике семейного неблагополучия, механизма раннего выявления семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказания им своевременной помощи, а также повышение качества предоставляемой помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
Задачи Программы
1. Построение в Еланском муниципальном районе Волгоградской области системы своевременного выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития семейного неблагополучия.
2. Построение и развитие качественной системы работы с семьей и детьми через раннее выявление семей, в которых существует угроза социального сиротства ребенка, на ранних стадиях кризиса и последующее включение данных детей и семей в систему кризисной помощи по месту их жительства.
3. Закрепление системы раннего выявления и работы с семьей группы риска по социальному сиротству в нормативных правовых документах муниципального уровня.
4. Обучение и повышение уровня квалификации специалистов организаций, работающих с семьями, по применению новых форм и методов.
5. Опубликование успешных результатов реализации Программы на территории всего района на страницах районной газеты "Еланские вести"
Важнейшие целевые показатели
Увеличение показателя выявляемое семей с детьми на ранних стадиях развития семейного кризиса в поселениях:
- снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еланском муниципальном районе Волгоградской области на 10%;
- сокращение числа лишений родительских прав ежегодно на 10%;
- доля семей (целевой группы Программы) с положительной динамикой разрешения семейного кризиса (не менее 30%);
- количество семей, снятых с учета в связи с улучшением положения в семье, - 20%;
- повышение качества жизни семей с детьми группы риска, включенных в Программу, путем содействия в трудоустройстве;
- восстановление социального статуса несовершеннолетних;
- повышение социальной активности членов семьи;
- внедрение новых форм и методов взаимодействия и профессионального сотрудничества по социальному сопровождению семей и детей группы риска;
- развитие форм ранней профилактики социального сиротства;
- рост случаев раннего выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через повышение гражданской активности населения;
- повышение уровня информированности населения и общественности о ходе реализации Программы;
- развитие у общественности нетерпимого отношения к фактам нарушения прав детей и пренебрежения их нуждами;
- рост количества инициатив помощи детям
Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы: 2015 - 2017 годы.
Этапы:
Первый этап (01.06.2015 - 31.08.2015) - вводный.
Второй этап (01.09.2015 - 31.08.2016) - основной.
Третий этап (01.09.2016 - 01.03.2017) - заключительный
Перечень основных мероприятий Программы
1. Проведение семинаров по разработке Порядка взаимодействия специалистов организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказанию своевременной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Проведение обучающих семинаров для специалистов организаций, работающих с семьями и детьми, по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработка и утверждение плана взаимодействия организаций по работе с семьей.
3. Выездные семинары в сельские поселения "Организация работы по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; "Семейная терапия".
4. Организация и проведение промежуточной районной конференции по результатам первого этапа реализации Программы.
5. "Круглый стол" по проблемам взаимодействия организаций района по вопросу определения ранней стадии семейного неблагополучия.
6. Организация проведения "Круглого стола" по предотвращению жестокости и насилия в семье.
7. Районная конференция "Права ребенка".
8. Проведение обучающих семинаров для специалистов, вовлеченных в Программу.
9. Внедрение новых форм и методов работы с семьями, организационных и реабилитационно-профилактических мероприятий в сельских поселениях района.
10. Организация и проведение итоговой конференции по результатам реализации Программы с приглашением специалистов - соисполнителей Программы
Объем и источники финансирования Программы (в целом по Программе и с разбивкой по годам и источникам финансирования)
Реализация Программы осуществляется:
- за счет средств местного бюджета;
- за счет средств областного бюджета.
Этапы Программы
Средства областного бюджета (тыс. руб.)
Средства районного бюджета (тыс. руб.)
1 этап
4,0
2,0
2 этап
10,0
5,0
3 этап
1,0
1,0
Ожидаемые результаты реализации Программы
Показатель выявляемости семей с детьми на ранних стадиях развития семейного кризиса в муниципальных образованиях: снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еланском муниципальном районе Волгоградской области; сокращение числа лишений родительских прав ежегодно на 10%; доля семей (участников Программы) с положительной динамикой разрешения семейного кризиса (не менее 30%); количество семей, снятых с учета в связи с улучшением положения в семье (10%); повышение качества жизни семей с детьми группы риска, включенных в Программу: восстановление социального статуса, повышение уровня жизни, повышение социальной активности членов семьи (не менее 15%). Внедрение новых форм и методов взаимодействия и профессионального сотрудничества по социальному сопровождению семей и детей группы риска; развитию форм ранней профилактики социального сиротства.
Система организации контроля за реализацией Программы
Координацию работы и оценку реализации Программы осуществляет общественный Совет по опеке и попечительству Еланского муниципального района Волгоградской области (далее - Совет). Соисполнители Программы ежеквартально в срок до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным, представляют сводную информацию о результатах выполнения программных мероприятий ООиП как исполнителю Программы

Раздел I. ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Благополучие семьи как социального института напрямую связано с социальной безопасностью и перспективами развития государства. Семья, переживающая трудные жизненные обстоятельства, не может обойтись без поддержки государства. Решение проблем семейного неблагополучия, социального сиротства и защиты детей от жестокости, укрепление социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, сегодня становятся первостепенными. Основной причиной сохранения остроты проблем, связанных с детской безнадзорностью и социальным сиротством, является ослабление института семьи как основной формы существования и развития детей. Часто семья вынуждена концентрировать силы на осуществлении хозяйственно-экономической функции, снизив при этом воспитательный потенциал. Так, ежегодно в Еланском муниципальном районе Волгоградской области выявляется 15 - 20 семей и более 40 детей, которые находятся в социально опасном положении. Растет число вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2012 году - 40 детей, в 2013 году - 48 детей, в 2014 году - 111 детей). Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общей численности детского населения составляет 1,8%. В 2014 году количество детей, находящихся на воспитании в учреждениях социальной защиты населения, составило 18 человек, это дети из асоциальных семей. Родители этих детей не способны самостоятельно выйти из сложной социальной, экономической, нравственной ситуации, и если сегодня не принимать меры, направленные на развитие профилактики социального сиротства, то завтра эти дети войдут в число социальных сирот. Растет число детей, в отношении которых родители лишены родительских прав, с 2012 года по 2014 год их число увеличилось с 12 до 23. Случаи восстановления родителей в родительских правах единичны. Так, в 2013 году был восстановлен в родительских правах 1 человек, а через 2 месяца этого родителя повторно лишили родительских прав. Недостаточно используется практика ограничений родителей в их правах. Так, в 2012 году ограничений не было, в 2013 году - 0, в 2014 - 2.
В системе государственной защиты детей на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой большая часть бюджетных средств уходит на обеспечение и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, интернатах, домах ребенка. На профилактику социального сиротства тратится значительно меньше средств. Мероприятия, которые направлены на раннее выявление семей, находящихся в кризисной ситуации, и последующую их реабилитацию, применяемые методы воздействия на семью зачастую не всегда эффективны. При подобном подходе создаются условия для роста социального сиротства. Как показывает практика, объем усилий, необходимых для реабилитации семьи, растет обратно пропорционально стадиям кризиса семьи: чем раньше будет оказана помощь семье, тем меньше усилий на это потребуется. При существующем подходе, когда основные силы задействованных специалистов тратятся на работу с семьями, находящимися в глубоком кризисе, система профилактики социального сиротства становится очень затратной и неэффективной. В этой связи очевидно, что выявление неблагополучия на ранних стадиях, осуществление упреждающих мер в условиях повседневной жизни семьи, не прибегая к изъятию, способствует сохранению кровной семьи, обеспечению права ребенка жить и воспитываться в семье, снижает уровень социального сиротства. Для изменения сложившейся ситуации необходимо развитие системы профилактических мер, которые могли бы повлиять на увеличение социального сиротства и сократить число неблагополучных семей, при этом мероприятия, направленные на первичную профилактику, должны быть ориентированы на индивидуальную работу с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении. Необходимо проводить реабилитацию семьи, организовывая ее патронат, а для детей, оказавшихся в социально опасном положении, обеспечить психолого-социальное сопровождение в образовательной организации и социуме.
С целью улучшения положения семей с детьми в Еланском муниципальном районе Волгоградской области изданы постановления администрации Еланского муниципального района Волгоградской области от 28.10.2008 № 1120 "О взаимодействии территориального органа опеки и попечительства Еланского муниципального района с другими ведомствами и учреждениями по вопросам охраны прав детей, оставшихся без попечения родителей, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних и совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными"; от 18.07.2013 № 216 "Об утверждении Положения о службе сопровождения замещающих семей"; постановлением администрации Еланского муниципального района Волгоградской области от 20.11.2012 № 530 принята и реализуется муниципальная программа "Профилактика социального сиротства в Еланском муниципальном районе Волгоградской области на срок 2012 - 2016 годов", которые направлены на решение различных социальных проблем семей с детьми. Реализация данных документов позволяет предоставлять дополнительные меры поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, развивать систему мер для семей с детьми, для семей, воспитывающих детей-инвалидов, реализовывать мероприятия, направленные на профилактику социального сиротства, безнадзорности и беспризорности. Основные задачи - работа с социально неблагополучными семьями, профилактика социального сиротства. Система применения традиционных технологий работы с семьями с глубокой степенью кризиса в нашем районе отработана всеми службами, однако не всегда дает положительные результаты: рост социального сиротства не уменьшается, количество детей, возвращенных в кровные семьи, не достигает 100%, а поэтому значит, что необходимо менять либо внедрять в работу новые формы и методы, максимально ориентированные на мобилизацию и активизацию жизненного потенциала семьи и ее социального окружения.
Вместе с тем в настоящее время по-прежнему особо актуальна задача по раннему выявлению семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, с целью оказания им своевременной помощи и поддержки по выходу из кризиса. Решение этой задачи потребует максимальной вовлеченности специалистов поселений, медицинских работников, работников организаций образования, социальной защиты, отдельных граждан в процесс выявления фактов жестокого обращения с ребенком и пренебрежения его нуждами. Своевременная постановка "социального диагноза" также требует адекватных и эффективных способов разрешения трудной жизненной ситуации семьи и ребенка. В этой связи необходимо разработать и утвердить нормативно-правовую основу организации индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетним.
Проблемой, также требующей решения, является расширение плана мероприятий по реабилитационной работе с семьей и детьми за счет внедрения в организациях новых форм и методов, максимально ориентированных на сотрудничество и взаимные обязательства семьи по преодолению трудной жизненной ситуации.
Существует необходимость существенно повысить эффективность реализации индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, социальной помощи семьям с детьми, что требует изменения мер воздействия на неблагополучие в них. Особое внимание при этом следует уделять семьям, проживающим в селах, где социальные проблемы и бедность семей проявляются в большей степени. Для решения этой проблемы необходим поиск новых технологий, направленных на организацию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также развитие профилактических мероприятий, направленных на сохранение кровной семьи и развитие форм семейного устройства, благоприятного для детей, лишенных опеки родителей. Необходимо понять, какие мероприятия Программы реабилитации действуют неэффективно и требуют замены и/или дополнения/изменения, все усилия должны быть сосредоточены на проблемах семьи, поскольку именно они лежат в основе социального сиротства и формируют кризисную ситуацию в семье. Как показывает практика, эффективным способом активизации внутренних ресурсов как ребенка, так и его семьи, является вывод семьи из социальной изоляции, требующий семейно ориентированный комплексный подход, основанный на улучшении социального окружения. Для изменения сложившейся ситуации необходима активизация работы с семьей по раннему преодолению рисков на основе комплексного подхода через предоставление широкого круга помощи, развитие системы раннего выявления отклонений в развитии детей в целях проведения своевременной коррекции, адаптации и реабилитации, расширение участия организаций, работающих с семьями и детьми, в профилактической и коррекционной работе с семьей и детьми. Требуют решения проблемы занятости, трудоустройства родителей и несовершеннолетних, педагогической помощи учащимся в образовательных организациях с целью оказания комплексной психолого-педагогической поддержки, помощи в возвращении учащихся, не посещающих школу, в образовательную организацию, их адаптация к жизни в обществе. Особую актуальность приобретают мероприятия, ориентированные на поддержку семей с детьми, в которых родители (или единственный родитель) являются безработными. Учитывая, что реабилитацию ребенка в социуме осуществляют различные службы, необходимы такие формы взаимодействия, которые бы объединили усилия не только на уровне организаций, а обеспечивали индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, а также необходим переход в действиях специалистов от "карательного", "наказывающего" административного реагирования к гуманистическому сотрудничеству и взаимодействию с родителями и детьми. Возникает потребность в обучении специалистов всех организаций, работающих с семьями и детьми по вопросам профилактики семейного неблагополучия, навыкам и умениям организовать работу в слаженной команде в интересах ребенка (детей). Значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения с использованием новых форм и методов работы. Предлагаемая муниципальная программа позволит организациям, работающим с семьями, имеющими детей, обобщить накопленный положительный опыт, внедрить его в практику работы в районе в области профилактики социального сиротства, а также в пределах своей компетенции координировать работу всех занятых в этой сфере служб.

Раздел II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основная цель Программы - снижение количества социальных сирот в Еланском муниципальном районе Волгоградской области путем разработки и внедрения в деятельность субъектов профилактики новых форм и методов работы по профилактике семейного неблагополучия, механизма раннего выявления семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказания им своевременной помощи, а также повышение качества предоставляемой помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Программы:
1. Построение в Еланском муниципальном районе Волгоградской области системы своевременного выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития семейного неблагополучия подразумевает:
- патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
- знакомство с семьями;
- работу с семьей;
- экспресс-диагностику детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.
2. Построение и развитие качественной системы работы с семьей и детьми через раннее выявление семей, в которых существует угроза социального сиротства ребенка, на ранних стадиях кризиса и последующее включение данных детей и семей в систему кризисной помощи по месту их жительства предусматривает:
- патронатные посещения;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
- подключение к решению проблем семьи соисполнителей Программы, работников культуры, медицины;
- вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
3. Закрепление системы раннего выявления и работы с семьей группы риска по социальному сиротству в нормативных правовых документах муниципального уровня:
- обсуждение Программы, оценка ее актуализации.
4. Обучение и повышение уровня квалификации специалистов организаций, работающих с семьями, по применению новых форм и методов:
- проведение семинара для специалистов организаций - соисполнителей Программы по применению новых форм и методов работы с семьями;
- поэтапное подведение итогов Программы за "круглым столом";
- районная конференция по подведению итогов Программы.
5. Опубликование успешных результатов реализации Программы на территории всего района на страницах районной газеты "Еланские вести".
Сроки реализации Программы: 2015 - 2017 годы.
Этапы реализации Программы.
Реализация муниципальной Программы будет осуществлена в три основных этапа.
Первый этап (01.06.2015 - 31.08.2015) предполагает реализацию мероприятий, направленных на разработку и построение системы раннего выявления семейного неблагополучия, ее апробацию на уровне сельских поселений. Развитие качественной системы оказания различных видов помощи семьям по месту жительства.
Второй этап (01.09.2015 - 31.08.2016) предполагает реализацию мероприятий, связанных с обобщением и опубликованием опыта на районном уровне. Мероприятия этого этапа будут включать в себя: издание методических рекомендаций, проведение районной конференции, определение пяти сельских поселений для внедрения новой системы раннего выявления и оказания помощи семьям группы риска, а также организационной поддержки специалистам в развитии новых форм и методов работы с целевой группой семей в рамках муниципальной программы.
Третий этап (01.09.2016 - 01.03.2017) - заключительный и предполагает проведение итоговой конференции с участием специалистов, проводивших работу по месту жительства в сельских поселениях, подведение итогов.

Раздел III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ИХ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные блоки реализации Программы
Содержание блока
Пути реализации
Сроки
Ответственные
Финансирование тыс. руб.
имеется в виду "семейного неблагополучия и оказания помощи семье в кризисной
ситуации".
------------------------------------------------------------------
Нормативно-правовой
Программные мероприятия, способствующие внедрению механизма раннего выявления в повседневную практику организаций, работающих с семьями и детьми
1. Проведение семинаров по разработке Порядка взаимодействия специалистов организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказанию своевременной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
июнь 2015
ООиП
1,0
2. Разработка Порядка предоставления различных видов помощи семьям и детям после выявления семейного неблагополучия и оказания семьи в кризисной ситуации
3. Отход от формализации критериев выявления случаев неблагополучия ребенка, процедур передачи сигнала в ООиП; подготовки документов, используемых в оценке риска и неблагополучия ребенка
4. Мониторинг причин неблагополучия семей с детьми на территории Еланского муниципального района Волгоградской области. Анализ эффективности принимаемых мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия



5. Проведение обучающих семинаров для специалистов организаций, работающих с семьями и детьми, по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработка и утверждение плана взаимодействия организаций по работе с семьей



Образовательный
Включает мероприятия, обеспечивающие обучение и методическую поддержку специалистов
1. Обучение консультантов "Детского телефона доверия" специфике работы с детскими сообщениями, приема сигнала о неблагополучии ребенка, передачи сигнала
июнь - июль 2015
ООиП, ГКУ ЦСЗН по Еланскому району, ОО
2,0
2. Обучение специалистов новым формам и методам работы с семьей и оказанию экстренной психологической помощи (помощь детям в случаях насилия, в т.ч. сексуального насилия, жестокого обращения, пренебрежения нуждами)
3. Выездные семинары в сельские поселения "Организация работы по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; "Семейная терапия"
4. Обучение специалистов района технологии сохранения кровной семьи ребенка: "Интенсивная семейная терапия на дому", "Социальный патронаж семей"
5. Обобщение опыта работы поселений, где имеется успешный опыт, по внедрению новых форм и методов работы с семьями по месту жительства
6. Обеспечение методическими рекомендациями специалистов, вовлеченных в реализацию Программы
7. Повышение качества различных видов помощи семьям и детям, предоставляемых целевой группе. Улучшение положения семей, находящихся в кризисе, уменьшение случаев лишения родительских прав
Технологический
Направлен на обеспечение свободного доступа к видам предоставляемой помощи семьям и предполагает развитие качественной системы помощи семьям и детям и обеспечение механизма реализации проблем в них
1. Организация работы специалистов, соисполнителей Программы по определению степени риска и оценки безопасности проживания ребенка в семье
июль 2015 - июль 2016
Организации - соисполнители Программы
3,0
2. Организация работы "Детского телефона доверия"
3. Определение ГБУЗ Еланская ЦРБ как организацию для временного помещения выявленных детей до момента их жизнеустройства
4. Разработка индивидуальной программы поддержки семьи (обучение родителей методам вовлечения детей в различные виды совместной деятельности (в т.ч., игровую); использование форм и методов, направленных на формирование эмоциональной близости и привязанности между детьми и родителями; обучение навыкам ухода за ребенком; развитие семейного и супружеского консультирования; содействие трудоустройству подростков и их родителей
5. Предоставление реабилитационных видов помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации
6. Организация работы по месту жительства семьи: посещения на дому, проведение бесед, оказание различных видов помощи
7. Сохранение кровной семьи ребенка: сеть контактов различных организаций с семьей, интенсивная семейная терапия на дому, социальный патронаж
Обобщение опыта
Предусматривает реализацию мероприятий, связанных с обобщением положительного опыта работы на районном уровне
1. Издание методического пособия, где будет представлен обобщенный опыт реализации Программы
2016 - 2017
ООиП, районная газета "Еланские вести", ОО, администрации поселений
10,0
2. Издание методических рекомендаций для специалистов в работе по раннему выявлению и кризисной помощи семьям
3. Публикация материалов, где будет представлен опыт работы по устройству детей в замещающие семьи и работы с семьями, находящимися в кризисной ситуации
4. Организация и проведение промежуточной районной конференции по результатам первого этапа реализации Программы
5. "Круглый стол" по проблемам взаимодействия организаций района по вопросу определения ранней стадии семейного неблагополучия
6. Организация проведения "круглого стола" по предотвращению жестокости и насилия в семье
7. Районная конференция "Права ребенка"
8. Проведение обучающих семинаров для специалистов, вовлеченных в Программу
9. Внедрение новых форм и методов работы с семьями, организационных и реабилитационно-профилактических мероприятий в сельских поселениях района
10. Организация и проведение итоговой конференции по результатам реализации Программы с приглашением специалистов - соисполнителей Программы
Информационный
Обеспечивает освещение мероприятий Программы в средствах массовой информации
1. Снижение роста социального сиротства, в том числе лишения родительских прав и развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2018
ООиП, районная газета "Еланские вести"
7,0
2. Освещение в средствах массовой информации хода реализации Программы, достигнутых результатов, ожидаемых конечных результатов реализации Программы
3. Проведение информационно-разъяснительной работы путем использования печатных и электронных средств массовой информации
Итого




23,0

Механизм реализации Программы

Разработка и реализация Программы осуществляется администрацией Еланского муниципального района Волгоградской области, проведение предусмотренных Программой мероприятий проводится с учетом местных особенностей и передового опыта.
Основным критерием участия соисполнителей в реализации Программы наряду с соблюдением требований по финансированию мероприятий Программы (в случае наличия таких требований) является проведение необходимых преобразований на территории Еланского муниципального района Волгоградской области, включая развитие нормативной правовой базы.
Проведение информационно-разъяснительной работы проводится путем использования печатных и электронных средств массовой информации, проведения конференций и семинаров, а также разработки методических, проектных и нормативных документов, организуется ООиП за счет средств, предусмотренных на выполнение мероприятий по реализации Программы.
Механизм реализации Программы направлен на обеспечение выполнения всех программных мероприятий в рамках социального, экономического, финансового направлений. Необходимым условием реализации Программы является взаимодействие всех организаций - соисполнителей Программы.
Важными элементами механизма реализации Программы являются планирование, прогнозирование.
В случае изменения (сокращения) объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов предусматривается их перераспределение, исходя из приоритетности мероприятий.
В механизм реализации Программы закладывается определенная система программных мероприятий, параметры которых определяются результатами мониторинга выполнения Программы. Это позволит обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных Программой, в соответствии с ее целью и задачами.
Выполнение Программы осуществляется через систему взаимодействия организаций - соисполнителей Программы, реализуемую на территории Еланского муниципального района Волгоградской области.
Все действующие и разрабатываемые в рамках данной Программы нормативные правовые акты, планы мероприятий и проекты иных документов, издаваемые организациями - соисполнителями Программы, предоставляются в ООиП в целях координации действий для реализации настоящей Программы.

Ожидаемые результаты, целевые показатели

Увеличение показателя выявляемости семей с детьми на ранних стадиях развития семейного кризиса в поселениях:
- снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еланском муниципальном районе Волгоградской области на 10%;
- сокращение числа лишений родительских прав ежегодно на 10%;
- доля семей (целевой группы Программы) с положительной динамикой разрешения семейного кризиса (не менее 30%);
- количество семей, снятых с учета в связи с улучшением положения в семье, - 20%;
- повышение качества жизни семей с детьми группы риска, включенных в Программу, путем содействия в трудоустройстве;
- восстановление социального статуса несовершеннолетних;
- повышение социальной активности членов семьи;
- внедрение новых форм и методов взаимодействия и профессионального сотрудничества по социальному сопровождению семей и детей группы риска;
- развитие форм ранней профилактики социального сиротства;
- рост случаев раннего выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через повышение гражданской активности населения.
- повышение уровня информированности населения и общественности о ходе реализации Программы;
- развитие у общественности нетерпимого отношения к фактам нарушения прав детей и пренебрежения их нуждами;
- рост количества инициатив помощи детям.

Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Координацию работы и оценку реализации Программы осуществляет общественный Совет по опеке и попечительству Еланского муниципального района Волгоградской области (далее - Совет), состав которого утвержден постановлением администрации Еланского муниципального района Волгоградской области от 27.10.2008 № 1105 "О создании общественного Совета по опеке и попечительству".
Полномочия Совета - рассмотрение нормативных документов, создание системы мониторинга, координация действий организаций - соисполнителей Программы, рассмотрение организационных и методических вопросов, контроль за ходом выполнения Программы. Исполнителем реализации Программы выступает орган опеки и попечительства Еланского муниципального района Волгоградской области.
Соисполнители Программы ежеквартально в срок до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным, представляют сводную информацию о результатах выполнения программных мероприятий ответственному исполнителю Программы.

Оценка эффективности Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно отделом экономики администрации Еланского муниципального района Волгоградской области.
Исполнитель Программы предоставляет в отдел экономики администрации Еланского муниципального района Волгоградской области информацию для оценки эффективности реализации Программы, содержащую основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей.


------------------------------------------------------------------