Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 29.06.2015 N 1462н "На Закон Волгоградской области от 31 марта 2000 г. N 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" "
Направлено письмом от 29 июня 2015 г. № 34/02-7024
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. № 1462н
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 МАРТА 2000 Г. № 388-ОД
"ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 31 МАРТА 2000 Г.
№ 388-ОД "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 2002 Г.
№ 753-ОД, ОТ 01 АПРЕЛЯ 2003 Г. № 808-ОД, ОТ 10 ЯНВАРЯ
2006 Г. № 1170-ОД, ОТ 14 МАЯ 2007 Г. № 1467-ОД, ОТ 08 ИЮЛЯ
2008 Г. № 1725-ОД, ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2009 Г. № 1937-ОД, ОТ 17
МАЯ 2010 Г. № 2049-ОД, ОТ 16 МАРТА 2012 Г. № 24-ОД, ОТ 10
ОКТЯБРЯ 2012 Г. № 100-ОД, ОТ 31 ЯНВАРЯ 2013 Г. № 3-ОД, ОТ 11
ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 125-ОД, ОТ 13 МАРТА 2014 Г. № 31-ОД, ОТ 06
МАЯ 2015 Г. № 52-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 г. № 753-ОД, от 01 апреля 2003 г. № 808-ОД, от 10 января 2006 г. № 1170-ОД, от 14 мая 2007 г. № 1467-ОД, от 08 июля 2008 г. № 1725-ОД, от 15 октября 2009 г. № 1937-ОД, от 17 мая 2010 г. № 2049-ОД, от 16 марта 2012 г. № 24-ОД, от 10 октября 2012 г. № 100-ОД, от 31 января 2013 г. № 3-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 13 марта 2014 г. № 31-ОД, от 06 мая 2015 г. № 52-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 06 мая 2015 № 52-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области в связи с реализацией федерального законодательства в сфере общественного контроля".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом определяется компетенция уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, организационные формы и условия деятельности.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.
Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 16 Устава Волгоградской области к полномочиям Волгоградской областной Думы относится законодательное регулирование по предметам ведения Волгоградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области в пределах полномочий Волгоградской области.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия Закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральным законом от 06.04.2015 № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнен статьей 16.1, регулирующей правовое положение организации деятельности Уполномоченных по правам человека в субъекте Российской Федерации. В связи со вступлением в силу указанного Федерального закона в исследуемом Законе выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Частью 1 статьи 1 исследуемого Закона установлено, что в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и уважения их государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Волгоградской области, в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" учреждается должность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области (далее - уполномоченный).
Вместе с тем частью 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иной цели учреждения должности уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
2. Абзацами 1, 4 и 5 статьи 4 исследуемого Закона установлено, что на должность уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории Волгоградской области.
Кандидат для назначения на должность уполномоченного должен обладать безупречными моральными качествами, пользоваться доверием общественности и иметь необходимые познания и опыт практической деятельности в сфере защиты прав человека и гражданина.
Кандидат для назначения на должность уполномоченного должен иметь высшее образование.
Вместе с тем частью 11 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иных требований, предъявляемых к кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
3. Статьей 7 исследуемого Закона установлены ограничения, связанные с деятельностью уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
Вместе с тем статьей 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен более широкий перечень ограничений, связанных с деятельностью уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие действующему Федеральному законодательству заключается в установлении более узкого перечня ограничений, связанных с деятельностью уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, по сравнению с действующим федеральным законодательством.
4. Частью 2 статьи 8 исследуемого Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения деятельности уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
Вместе с тем частью 19 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен более широкий перечень указанных оснований.
Таким образом, несоответствие действующему Федеральному законодательству заключается в установлении более узкого перечня оснований для досрочного прекращения деятельности уполномоченного по правам человека в Волгоградской области по сравнению с действующим федеральным законодательством.
В тексте анализируемого Закона выявлены нарушения правил законодательной техники, заключающиеся в следующем.
1. Частью 1 статьи 1 исследуемого Закона установлено, что в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и уважения их государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Волгоградской области, в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" учреждается должность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области (далее - уполномоченный).
Согласно статье 3 исследуемого Закона Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Волгоградской области, настоящим Законом и законодательством Волгоградской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами.
Вместе с тем Федеральный конституционный закон не является источником правового регулирования статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.04.2015 № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 04 апреля 2000 г. № 59.
Закон Волгоградской области от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 г. № 753-ОД, от 01 апреля 2003 г. № 808-ОД, от 10 января 2006 г. № 1170-ОД, от 14 мая 2007 г. № 1467-ОД, от 08 июля 2008 г. № 1725-ОД, от 15 октября 2009 г. № 1937-ОД, от 17 мая 2010 г. № 2049-ОД, от 16 марта 2012 г. № 24-ОД, от 10 октября 2012 г. № 100-ОД, от 31 января 2013 г. № 3-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 13 марта 2014 г. № 31-ОД, от 06 мая 2015 г. № 52-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 ноября 2002 г. № 208, от 11 апреля 2003 г. № 65, от 13 июня 2006 г. № 4, от 23 мая 2007 г. № 92, от 16 июля 2008 г. № 125, от 28 октября 2009 г. № 202, от 26 мая 2010 г. № 93, от 21 марта 2012 г. № 48, от 17 октября 2012 г. № 193, от 06 февраля 2013 г. № 21, от 23 октября 2013 г. № 198, от 19 марта 2014 г. № 48, от 13 мая 2015 г. № 83).
Вывод: Закон Волгоградской области от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 г. № 753-ОД, от 01 апреля 2003 г. № 808-ОД, от 10 января 2006 г. № 1170-ОД, от 14 мая 2007 г. № 1467-ОД, от 08 июля 2008 г. № 1725-ОД, от 15 октября 2009 г. № 1937-ОД, от 17 мая 2010 г. № 2049-ОД, от 16 марта 2012 г. № 24-ОД, от 10 октября 2012 г. № 100-ОД, от 31 января 2013 г. № 3-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 13 марта 2014 г. № 31-ОД, от 06 мая 2015 г. № 52-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству и нарушение правил законодательной техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 29 июня 2015 г. № 34/02-7024
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. № 1462н
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 МАРТА 2000 Г. № 388-ОД
"ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 31 МАРТА 2000 Г.
№ 388-ОД "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 2002 Г.
№ 753-ОД, ОТ 01 АПРЕЛЯ 2003 Г. № 808-ОД, ОТ 10 ЯНВАРЯ
2006 Г. № 1170-ОД, ОТ 14 МАЯ 2007 Г. № 1467-ОД, ОТ 08 ИЮЛЯ
2008 Г. № 1725-ОД, ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2009 Г. № 1937-ОД, ОТ 17
МАЯ 2010 Г. № 2049-ОД, ОТ 16 МАРТА 2012 Г. № 24-ОД, ОТ 10
ОКТЯБРЯ 2012 Г. № 100-ОД, ОТ 31 ЯНВАРЯ 2013 Г. № 3-ОД, ОТ 11
ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 125-ОД, ОТ 13 МАРТА 2014 Г. № 31-ОД, ОТ 06
МАЯ 2015 Г. № 52-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 г. № 753-ОД, от 01 апреля 2003 г. № 808-ОД, от 10 января 2006 г. № 1170-ОД, от 14 мая 2007 г. № 1467-ОД, от 08 июля 2008 г. № 1725-ОД, от 15 октября 2009 г. № 1937-ОД, от 17 мая 2010 г. № 2049-ОД, от 16 марта 2012 г. № 24-ОД, от 10 октября 2012 г. № 100-ОД, от 31 января 2013 г. № 3-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 13 марта 2014 г. № 31-ОД, от 06 мая 2015 г. № 52-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 06 мая 2015 № 52-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области в связи с реализацией федерального законодательства в сфере общественного контроля".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом определяется компетенция уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, организационные формы и условия деятельности.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.
Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 16 Устава Волгоградской области к полномочиям Волгоградской областной Думы относится законодательное регулирование по предметам ведения Волгоградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области в пределах полномочий Волгоградской области.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия Закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральным законом от 06.04.2015 № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнен статьей 16.1, регулирующей правовое положение организации деятельности Уполномоченных по правам человека в субъекте Российской Федерации. В связи со вступлением в силу указанного Федерального закона в исследуемом Законе выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Частью 1 статьи 1 исследуемого Закона установлено, что в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и уважения их государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Волгоградской области, в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" учреждается должность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области (далее - уполномоченный).
Вместе с тем частью 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иной цели учреждения должности уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
2. Абзацами 1, 4 и 5 статьи 4 исследуемого Закона установлено, что на должность уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории Волгоградской области.
Кандидат для назначения на должность уполномоченного должен обладать безупречными моральными качествами, пользоваться доверием общественности и иметь необходимые познания и опыт практической деятельности в сфере защиты прав человека и гражданина.
Кандидат для назначения на должность уполномоченного должен иметь высшее образование.
Вместе с тем частью 11 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иных требований, предъявляемых к кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
3. Статьей 7 исследуемого Закона установлены ограничения, связанные с деятельностью уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
Вместе с тем статьей 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен более широкий перечень ограничений, связанных с деятельностью уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие действующему Федеральному законодательству заключается в установлении более узкого перечня ограничений, связанных с деятельностью уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, по сравнению с действующим федеральным законодательством.
4. Частью 2 статьи 8 исследуемого Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения деятельности уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
Вместе с тем частью 19 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен более широкий перечень указанных оснований.
Таким образом, несоответствие действующему Федеральному законодательству заключается в установлении более узкого перечня оснований для досрочного прекращения деятельности уполномоченного по правам человека в Волгоградской области по сравнению с действующим федеральным законодательством.
В тексте анализируемого Закона выявлены нарушения правил законодательной техники, заключающиеся в следующем.
1. Частью 1 статьи 1 исследуемого Закона установлено, что в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и уважения их государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Волгоградской области, в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" учреждается должность уполномоченного по правам человека в Волгоградской области (далее - уполномоченный).
Согласно статье 3 исследуемого Закона Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Волгоградской области, настоящим Законом и законодательством Волгоградской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами.
Вместе с тем Федеральный конституционный закон не является источником правового регулирования статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.04.2015 № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 04 апреля 2000 г. № 59.
Закон Волгоградской области от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 г. № 753-ОД, от 01 апреля 2003 г. № 808-ОД, от 10 января 2006 г. № 1170-ОД, от 14 мая 2007 г. № 1467-ОД, от 08 июля 2008 г. № 1725-ОД, от 15 октября 2009 г. № 1937-ОД, от 17 мая 2010 г. № 2049-ОД, от 16 марта 2012 г. № 24-ОД, от 10 октября 2012 г. № 100-ОД, от 31 января 2013 г. № 3-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 13 марта 2014 г. № 31-ОД, от 06 мая 2015 г. № 52-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 ноября 2002 г. № 208, от 11 апреля 2003 г. № 65, от 13 июня 2006 г. № 4, от 23 мая 2007 г. № 92, от 16 июля 2008 г. № 125, от 28 октября 2009 г. № 202, от 26 мая 2010 г. № 93, от 21 марта 2012 г. № 48, от 17 октября 2012 г. № 193, от 06 февраля 2013 г. № 21, от 23 октября 2013 г. № 198, от 19 марта 2014 г. № 48, от 13 мая 2015 г. № 83).
Вывод: Закон Волгоградской области от 31 марта 2000 г. № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 г. № 753-ОД, от 01 апреля 2003 г. № 808-ОД, от 10 января 2006 г. № 1170-ОД, от 14 мая 2007 г. № 1467-ОД, от 08 июля 2008 г. № 1725-ОД, от 15 октября 2009 г. № 1937-ОД, от 17 мая 2010 г. № 2049-ОД, от 16 марта 2012 г. № 24-ОД, от 10 октября 2012 г. № 100-ОД, от 31 января 2013 г. № 3-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 13 марта 2014 г. № 31-ОД, от 06 мая 2015 г. № 52-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству и нарушение правил законодательной техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------