Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 17.07.2015 N 1639н "На приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 15 мая 2015 г. N 100-од "Об утверждении Положения о ведении реестра лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов"



Направлено письмом от 20 июля 2015 г. № 34/02-7717

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. № 1639н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 15 МАЯ 2015 Г. № 100-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ЛИЦЕНЗИЙ НА ЗАГОТОВКУ, ХРАНЕНИЕ,
ПЕРЕРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ЛОМА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ,
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ"


Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены правовая и антикоррупционная экспертиза приказа приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 15 мая 2015 г. № 100-од "Об утверждении Положения о ведении реестра лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждено Положение о ведении реестра лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов (далее - Положение).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере предоставления лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 174-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 13.07.2015 № 216-ФЗ);
- постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 31-п "Об утверждении Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Также гражданские правоотношения регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.
На основании части 9 статьи 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, установленного пунктом 34 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лицензирование указанного вида деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Приказ подготовлен с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет промышленности и торговли Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 31-п, определено, что комитет промышленности и торговли Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере промышленности и торговой деятельности, в области защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 10 исследуемого Положения определено, что сведения об аннулировании лицензии вносятся в реестр в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии.
Вместе с тем частью 5 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что запись в реестр лицензий вносится лицензирующим органом в день принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено другими федеральными законами, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдаче дубликата лицензии, вынесении предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, о назначении проверки лицензиата, либо в день получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), либо в день вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Следовательно, пунктом 10 исследуемого Положения предусматривается возможность увеличения срока для внесения лицензирующим органом записи в реестр лицензий.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного правового регулирования в отношении определения срока для внесения записи об аннулировании лицензии в реестр лицензий.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 27 мая 2015 г. № 93.
Вывод: приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 15 мая 2015 г. № 100-од "Об утверждении Положения о ведении реестра лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

И.о. начальника Управления
Л.К.СЕГИЗЕКОВА


------------------------------------------------------------------