Постановление администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской обл. от 19.10.2015 N 6979 "Об утверждении концепции "Волжский - ноосферный город" на 2015 - 2018 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. № 6979

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ "ВОЛЖСКИЙ - НООСФЕРНЫЙ ГОРОД"
НА 2015 - 2018 ГОДЫ

В целях последовательного перехода городского округа - город Волжский Волгоградской области к устойчивому развитию, экологическому оздоровлению, повышению уровня озеленения, комфортности и чистоты, улучшению демографической ситуации, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 23 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области, постановляю:
1. Утвердить концепцию "Волжский - ноосферный город" на 2015 - 2018 годы (приложение).
2. Управлению информационной политики и массовых коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (О.А. Бабенко) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации и опубликовать в официальных средствах массовой информации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава городского округа
И.Н.ВОРОНИН





Приложение
к постановлению
администрации городского
округа - город Волжский
Волгоградской области
от 19.10.15 № 6979

КОНЦЕПЦИЯ
"ВОЛЖСКИЙ - НООСФЕРНЫЙ ГОРОД" НА 2015 - 2018 ГОДЫ

Нормативной основой разработки концепции "Волжский - ноосферный город" является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Концепция устойчивого социально ориентированного развития города Волжского разработана в соответствии с Экологической доктриной России (2002), Концепцией демографической политики до 2025 года (2007), Стратегией национальной безопасности России до 2020 года, Стратегией экологической безопасности России до 2025 года. В ней учтены местные и региональные аспекты целей развития Декларации тысячелетия ООН на период после 2015, адаптированные для условий России.
Ключевая цель концепции "Волжский - ноосферный город" - последовательный переход муниципального образования город Волжский к бескризисному развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего, будущих поколений, создание рамочных условий, обеспечивающих сбалансированное функционирование триады "природа - население - хозяйство".
Одним из направлений концепции является организация взаимодействия органов местного самоуправления, научных, некоммерческих и коммерческих организаций.
Научным и практическим результатом прилагаемых усилий должен стать социально ориентированный город Волжский, удовлетворяющий основные потребности живущих в нем людей на уровне гармонии и коэволюции человека и природы.

1. Оценка исходной ситуации и формирование основных
направлений в реализации концепции
"Волжский - ноосферный город"

Город Волжский отнесен к этноэкологически неблагополучным городам. Известно, что техногенные воздействия влияют на качество жизни, здоровья поколений, снижая продолжительность жизни, подрывая воспроизводственный потенциал населения города.
Анализ демографических показателей города Волжского показывает уровень социальной ориентации в развитии города и уровень жизни его жителей.
Общие коэффициенты рождаемости и смертности на 1000 человек населения городского округа - город Волжский:

Год
2014
2015
2016
2017
2018
Общий коэффициент рождаемости
9,70
9,95
10,06
10,17
10,27
Общий коэффициент смертности
11,25
11,22
11,18
11,14
11,09

Как видно из таблицы, в городе Волжском уровень смертности значительно превышает уровень рождаемости. Численность трудовых ресурсов, составившая в 2014 году 212,6 тыс. человек, к 2018 году может сократиться на 5,9 тыс. человек и составить 206,1 тыс. человек.
Основными факторами отрицательных демографических показателей являются:
- этноэкологическое неблагополучие территории города и градообразующих предприятий;
- отсутствие массового духовно-нравственного и экологического воспитания населения города, при котором каждый человек должен быть ответственным перед будущим поколением за состояние окружающей его среды;
- отсутствие системы ранней диагностики и системного лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
- потребительское отношение субъектов собственности к природе и населению города, что подрывает основы этноэкологического благополучия населения, ограничивает возможности повышения качества, продолжительности жизни нынешних, будущих поколений;
- бедность и чрезмерная материальная дифференциация различных социальных групп общества;
- отставание развития науки от роста угроз, рисков природной и техногенной опасности в регионе;
- рост информационной и психологической нагрузки на сознание человека в потребительском обществе, снижающий качество жизни и потенциал жизнеспособности населения.
Угрозы депопуляции и социального неблагополучия семей выражены показателями города:
- рост наркомании;
- рост потребления алкоголя;
- рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
- рост преступности среди молодежи;
- высокий показатель количества разводов;
- продажа и потребление генно-модифицированных продуктов.
В сложившейся ситуации необходим поиск и внедрение креативных методов выхода из кризисного и антисоциального направления развития города, при которых человек и природа неразрывно связаны в направлении устойчивого социально-экологического развития города. Это реальная задача при условии использования скрытых возможностей сознания человека, живущего в согласии с природой, получающего экологическое и ноосферное образование и воспитание.

2. Цели и задачи антикризисной концепции
"Волжский - ноосферный город"

2.1. В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию на современном этапе перехода регионов, муниципальных образований должны создаваться рамочные условия и инструменты, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного (бескризисного) функционирования территориальной триады "природа - население - хозяйство".
Механизмы разработки, принятия решений в системе "граждане города - органы власти - субъекты собственности" должны быть ориентированы на приоритеты, учитывающие последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической, иных сферах, и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих критериев:
- никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
- ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических, социальных и демографических факторов.
Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, количество семей и разводов, уровень знаний или образовательных навыков, доход на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека.
С целью изменения курса развития города на обеспечение этноэкологической безопасности, усиления социальной ориентации, создания современной жилой, рекреационной, оздоровительной, спортивной, туристической инфраструктуры города предлагается организация процесса разработки концепции "Волжский - ноосферный город" по следующим направлениям:
- экологическое оздоровление территории муниципального образования;
- освобождение от мусора;
- развитие парковой рекреационной инфраструктуры, спорта и туризма;
- организация ноосферного образования, просвещения и воспитания граждан;
- охрана жизни и здоровья человека;
- развитие системы духовно-нравственного воспитания;
- организация межмуниципального сотрудничества по сохранению Волго-Ахтубинской поймы на территории Волгоградской области;
- организация межрегионального и межмуниципального взаимодействия с органами власти, коммерческими и общественными организациями по созданию туристических и лечебно-оздоровительных местностей и объектов, участие в международном проекте "Перекресток цивилизаций".

2.2. Экологическое оздоровление территории муниципального образования.
Экологическая обстановка в городе Волжском оценивается как достаточно напряженная, что обусловлено как высоким уровнем техногенной нагрузки на природную среду (это химическая промышленность, энергетика и транспорт), значительным количеством отходов и иловых площадок, которые скапливаются в промышленной зоне и пригороде от деятельности населения и предприятий, так и отсутствием у значительной части горожан "экологического сознания" бережного отношения к среде обитания. На современном этапе ускоренного процесса урбанизации идет интенсивный поиск путей оптимизации взаимодействия города и природы, города и человека, города и общества.
Развитие города Волжского должно идти по принципу "промышленность - для устойчивого развития города". До настоящего времени основным направлением развития города Волжского остаются принципы "город - для промышленности, Волжский - город химиков".
Согласно данным статистической отчетности 2-ТП (воздух) за 2014 год, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Волжского от стационарных источников составили 47 605,9 тонны. Объем промышленного выброса на душу населения в городе Волжском превышает более чем в три раза показатель города Волгограда, входящего в десятку экологически неблагополучных городов России. По данным отчета о состоянии окружающей среды городского округа - город Волжский Волгоградской области в 2014 году, в атмосферный воздух городского округа от стационарных источников поступает более 78 различных загрязняющих веществ. В составе выбросов: оксид углерода, оксиды азота, сероводород, метан, диоксид серы, пыль неорганическая, аммиак, сажа, толуол и др. Основным загрязняющим веществом, выбрасываемым в атмосферу, является оксид углерода (32,1 тыс. тонн в 2014 году, что составляет 64,91% от общей массы выбросов).
Предлагаемая концепция направлена на обеспечение экологического оздоровления города при создании кооперативных рабочих участков по вводу локальных очистных сооружений на промышленных предприятиях города Волжского с участием промышленных и муниципальных организаций, инвесторов, социально ориентированных некоммерческих организаций.

2.3. Освобождение от мусора.
Вопрос оздоровления города Волжского не может быть рассмотрен без комплексного решения проблем утилизации производственных и бытовых отходов.
В настоящее время полигон ТБО города Волжского и иловые площадки переполнены, что становится одной из главных проблем города. В 2014 году на городском полигоне ТБО захоронено 185,37 тысячи тонн отходов, что на 56,6 тысячи тонн больше, чем в прошлом году. Причина "мусорной" беды города Волжского, как и всей области в целом, заключается в отсутствии инфраструктуры переработки мусора и иловых площадок. На полигоне ТБО и на иловых площадках предлагается организация термохимической переработки бытовых отходов с получением бытового газа, электроэнергии и строительных материалов (в том числе материалов для строительства дорог). При этом не исключается возможность пофракционной переработки ТБО. Данный проект основан на инвестиционном финансировании.
Реализация полученного синтез-газа в качестве тепловой и электрической энергии предполагается на опытном полигоне теплиц овощной продукции площадью 10 га.
Оптимальной организационной формой считается создание кооперативного рабочего участка, что обеспечит взаимодействие муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций на единой правовой основе.
Другим направлением проекта предполагается организация доочистки бытовых и ливневых стоков на основе новых технологий биологической очистки с последующей переработкой иловых площадок в синтез-газ.

2.4. Развитие парковой и рекреационной инфраструктуры.
В настоящее время в городе Волжском отсутствует единая информационная база данных о реальном количестве зеленых насаждений, их возрасте, породном составе.
Концепцией предлагается:
- разработка нормативной правовой основы для развития парковой зоны Волжского;
- пересмотр сроков межевания и инвентаризации объектов озеленения;
- инвентаризация объектов озеленения и создание единой информационной базы данных о реальном количестве зеленых насаждений, их возрасте, породном составе;
- создание единого реестра парков и скверов города;
- передача парков, скверов, зеленых территорий в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению по благоустройству города;
- реконструкция зеленых насаждений города Волжского, обустройство новых зеленых территорий;
- сохранение и развитие парковой зоны и скверов города при взаимодействии территориальных организаций самоуправления, муниципального учреждения по благоустройству города и управляющих компаний на основе создания кооперативных (рабочих) участков;
- обеспечение выхода города Волжского на волжское побережье для развития спортивной, жилой, парковой и оздоровительной инфраструктуры;
- обеспечение современным поливочным водопроводом всех озелененных территорий;
- создание центра развития парусного спорта федерального уровня.
Город Волжский должен стать привлекательным для развития туризма. Учитывая уникальные условия для развития парусного спорта на побережье города Волжского, целесообразно создание центра парусного спорта на Волжской акватории, который со временем примет федеральное значение.

2.5. Организация ноосферного образования, просвещения и воспитания граждан, экспертно-аналитическое обеспечение стратегического планирования управления городом, прогнозирования, этноэкологический мониторинг устойчивого развития территории.
Волжские высшие учебные заведения имеют большой опыт исследований экологических проблем региона, организации экологического и ноосферного образования, что может стать основой образования регионального центра ноосферного обществознания, образования, мониторинга и систематизации специализированной базы данных устойчивого развития муниципальных территорий.
Становлению "ноосферного города" должны служить нормативные правовые акты прежде всего в области экологии, озеленения, градостроительства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Соблюдение принятых норм и правил в указанных областях гарантирует обеспечение приемлемых условий проживания. Поэтому предполагается организация целенаправленного обучения как экологической, так и правовой культуре в высших и средних учебных заведениях.
Помимо этого существуют передовые разработки, прогрессивные идеи и технологии, касающиеся развития селитебных и озелененных территорий, общественного транспорта, экологической экономики, переработки иловых и бытовых отходов, потребления природных ресурсов, эколого-безопасных процессов в промышленном производстве, включая очистку выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Организационной основой для решения поставленных задач является создание некоммерческой организации, объединяющей участников проекта.
С целью формирования экологического сознания у детей Волжский гуманитарный университет (филиал) ВолгГУ, администрация городского округа - город Волжский, Волгоградский государственный социально-педагогический университет организуют обучение экологической культуре в дошкольных и учебных учреждениях города с проведением экологических мероприятий (посадка деревьев, очистка и обустройство территорий).
Предполагается создание регионального отделения корпорации "Ноосферный мир" и лаборатории исследования принципиально новых методов и инновационных технологий в области человековедения, ноосферного образования на основе развития неиспользованных ресурсов и возможностей человека, а также формирования человека сознательного (космического), ноосферной культуры и других направлений в области духовности, нравственности, здоровья и долголетия на основе принципа "экология природы - экология сознания".

2.6. Охрана жизни и здоровья человека.
Охрана жизни и здоровья населения должна строиться на принципе изменения отношения человека к природе на основе внедрения духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования здоровьесберегающей городской среды, направленной на создание устойчивой мотивации и привитие навыков здорового образа жизни у жителей города, на профилактику злоупотребления алкоголем и психоактивными (наркотическими) веществами, сознательное и ответственное отношение к природе и будущему новых поколений, обеспечение здоровья и долголетия на основе эффективных методов ранней диагностики заболеваний и эффективного лечения заболеваний на ранней стадии их развития.
В городе Волжском предлагается образование регионального центра интегральной медицины по инициативе региональной общественной организации "Право на жизнь". Центр интегральной медицины основан на использовании скрытых ресурсов человека, сочетания методов восточной, западной и народной медицины.

2.7. Развитие системы духовно-нравственного воспитания.
По инициативе Волгоградской митрополии РПЦ в городе Волжском создается центр духовно-нравственного воспитания для разных возрастных категорий населения, который примет участие в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. Духовно-нравственное оздоровление общества является ключевым фактором повышения качества жизни граждан России, обеспечения национальной безопасности, устойчивого развития города, экологического оздоровления, выхода человека на ноосферный уровень.

2.8. Организация межмуниципального сотрудничества по сохранению Волго-Ахтубинской поймы на территории Волгоградской области.
Город Волжский - уникальный город в природном отношении. Здесь берет начало река Ахтуба и начинается Волго-Ахтубинская пойма, которая включена в реестр биосферных резерватов программы ЮНЕСКО.
Волжской ГЭС заканчивается каскад Волго-Камских гидроэлектростанций. Но в результате тяжелейшей нагрузки со стороны каскада Волго-Камских ГЭС на волжскую экосистему поступление воды в Волго-Ахтубинскую пойму сократилось до 40% (в 2015 г.). Сегодня экосистема поймы находится на грани стагнации и уничтожения. С другой стороны, Волга превращается в каскад заболоченных водохранилищ. В данной ситуации предлагается на основе взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций создать некоммерческое партнерство по обеспечению экологической и пожарной безопасности Волго-Ахтубинской поймы, разработать и принять межмуниципальное соглашение о проведении мероприятий по сохранению Волго-Ахтубинской поймы между администрациями Среднеахтубинского, Ленинского, Светлоярского районов и городского округа - город Волжский, а также разработать и внести предложения в Правительство Российской Федерации по переводу каскада Волго-Камских ГЭС на экологический режим работы.

2.9. Организация межрегионального и межмуниципального взаимодействия с органами власти, коммерческими и общественными организациями по созданию туристических и лечебно-оздоровительных местностей и объектов, участие в международном проекте "Перекресток цивилизаций".
Предполагается использование потенциальных возможностей города Волжского по организации межрегионального и межмуниципального взаимодействия с органами власти, коммерческими и общественными организациями по созданию туристических и лечебно-оздоровительных местностей и объектов. В первую очередь предлагается организовать взаимодействие с городом Сочи по развитию интегральной медицины, переработке твердых бытовых отходов и иловых площадок, внедрение альтернативной возобновляемой энергетики, а также строительство культурно-делового центра "Волжский - перекресток цивилизаций".

3. Ожидаемые результаты реализации концепции

В результате реализации концепции ожидается:
- экологическое оздоровление города;
- уменьшение выбросов отходов от промышленных предприятий, организация высокотехнологичной переработки мусора;
- повышение уровня комфортности и чистоты территории города Волжского;
- повышение уровня озеленения и эстетичности территории города Волжского (развитие парковой инфраструктуры; восстановление зеленых зон предприятий; охрана растительного мира);
- развитие туристической инфраструктуры города (создание федерального центра парусного спорта и др.);
- развитие системы экологической и противопожарной безопасности;
- уменьшение незаконного применения наркотиков и алкоголя;
- повышение уровня духовно-нравственного воспитания;
- раскрытие внутреннего потенциала социума и отдельного человека в решении кризисных задач;
- улучшение демографической ситуации в городе Волжском.

Управляющий делами администрации
А.С.ПОПОВ


------------------------------------------------------------------