Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.10.2015 по делу N А12-38845/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 5 пункта 4.4.2 Концепции социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду, утв. постановлением администрации Волгограда от 11.11.2014 N 1454>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2015 г. по делу № А12-38845/2015
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 28.10.2015.
Решение в полном объеме изготовлено 30.10.2015.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Наумовой М.Ю.,
судей Кулик И.В., Пономаревой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Будариной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" (ОГРН 1023402985077, ИНН 3448016016)
к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
третьи лица: прокуратура Волгоградской области, администрация Кировского района г. Волгограда, глава администрации Кировского района г. Волгограда Н.А., Администрация Волгоградской области
об оспаривании правового акта в части
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - И.В., представитель по доверенности <...>, И.З., председатель правления СНТ "Аврора",
от администрации Волгограда - Р.В., представитель по доверенности <...>,
от прокуратуры Волгоградской области - М.Н., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области, от администрации Кировского района г. Волгограда - Щ.Д., представитель по доверенности <...>,
от главы администрации Кировского района г. Волгограда Н.А. - Щ.Д., представитель по доверенности <...>,
от Администрации Волгоградской области - С.Д., представитель по доверенности <...>
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Аврора" (далее - СНТ "Аврора", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене абзаца 5 пункта 4.4.2 Концепции социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 11.11.2014 № 1454 в части слов "СНТ "Аврора" и "(сверхнормативный забор воды осушает озеро почти до дна, что приводит к отсутствию воды в колодцах и негативно влияет на окружающую среду)" как несоответствующих части 2 статьи 35, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрация Волгограда не признает заявленные требования, считая их необоснованными.
Прокуратура Волгоградской области, администрация Кировского района г. Волгограда, глава администрации Кировского района г. Волгограда Н.А., Администрация Волгоградской области полагают, что требования не подлежат удовлетворению.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции, начав рассмотрение заявления СНТ "Аврора" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к выводу, что обжалуемый заявителем акт не является нормативным, а по своей правовой природе является ненормативным правовым актом и в дальнейшем рассмотрел его коллегиальным составом судей по правилам главы 24 АПК РФ.
В пункте 6.2. постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 указано, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый акт содержит положения ненормативного (индивидуального) характера и дело об оспаривании такого акта отнесено к его подсудности, то он продолжает рассмотрение дела об оспаривании такого акта в порядке главы 24 АПК РФ в том же составе суда (часть 2 статьи 18 АПК РФ).
Как следует из представленных документов, в целях выработки согласованных действий органов местного самоуправления Волгограда в решении задач в области проведения социально-экономической политики на присоединенных территориях Волгограда, в соответствии с Законом Волгоградской области от 21.03.2005 № 1031-ОД "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ", постановлением Волгоградской областной Думы от 11.03.2010 № 20/652 "О включении в состав города Волгограда населенных пунктов", руководствуясь решением Волгоградской городской Думы от 24.03.2010 № 30/910 "О принятии Положения о стратегическом планировании устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград", статьей 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановлением от 11.11.2014 № 1454 утвердила Концепцию социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду (далее - Концепция от 11.11.2014 № 1454).
В пункте 2 постановления администрации Волгограда от 11.11.2014 № 1454 "Об утверждении концепции социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду" отраслевым и территориальным структурным подразделениям администрации Волгограда дана рекомендация учитывать направления Концепции при разработке проектов постановлений администрации Волгограда об утверждении ведомственных целевых и муниципальных программ.
Согласно пункту 3.1. Концепции от 11.11.2014 № 1454 цели социально-экономического развития присоединенных к Волгограду территорий на 2014 - 2016 годы определены на основании анализа наиболее острых проблем с учетом приоритетов развития Волгограда и основных параметров развития отраслей реального сектора экономики, социальной сферы; направлены на создание качественных условий жизни населения и функционирование хозяйствующих субъектов.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития территорий, присоединенных к Кировскому району, является сфера туризма и отдыха.
В пункте 4.4.2. Концепции от 11.11.2014 № 1454 указано, что экономическое развитие о. Сарпинского возможно в туристско-рекреационном направлении.
Согласно абзацу 5 пункта 4.4.2. Концепции от 11.11.2014 № 1454 проведение мероприятий по развитию туризма невозможно без предварительного проведения мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения острова, таких как "перенос насосных станций садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ) "Рябина", СНТ "Кооператор", СНТ "Аврора" от оз. Песчаного на протоку Воложка Куропатка (сверхнормативный забор воды осушает озеро почти до дна, что приводит к отсутствию воды в колодцах и негативно влияет на окружающую среду). Как вариант - привлечение денежных средств областного совета садоводов и СНТ".
Частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) формируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) - только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную часть общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Концепция от 11.11.2014 № 1454 является планом развития городского округа город-герой Волгоград в рамках реализации органом местного самоуправления задач по решению вопросов местного значения, в том числе, обеспечения водоотведения и водоснабжения населения СНТ "Аврора". Концепция от 11.11.2014 № 1454 принята в соответствии с полномочиями администрации Волгограда.
Из протокола совещания от 27.05.2015, проводимого в связи со сложной водохозяйственной обстановкой на острове Сарпинский Кировского района Волгограда, следует, что садоводческие общества, использующие в качестве источника водоснабжения для полива водные запасы озера Песчаное и ряд озер связанных с ним, испытывают ощутимый недостаток воды, в связи чем перешли с четырехкратного полива в неделю на однократный. В результате проведенного совещания председателю СНТ "Аврора" рекомендовано также изменить график полива участков (с четырехкратного полива в неделю на однократный).
Согласно приложению 11 к решению Волгоградской областной Думы от 18.12.2014 № 23/702 "О бюджете Волгограда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" из областного бюджета на проведение неотложных мероприятий по обводнению озера Песчаного выделено 6000 тыс. руб.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии проблемы маловодья озера Песчаное и обоснованности, указанных в Концепции от 11.11.2014 № 1454, мероприятий по его обводнению.
Оспариваемый абзац 5 пункта 4.4.2. Концепции от 11.11.2014 № 1454 не нарушает прав и охраняемых законов интересов заявителя. Концепция от 11.11.2014 № 1454 не содержит каких-либо ограничений заявителя в пользовании водным объектом, а также обязательных для исполнения норм, обязывающих СНТ "Аврора" перенести насосные станции, находящиеся на озере Песчаное. Оспариваемое положение не содержит запрета на пользование водным объектом в части осуществления полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что абзац 5 пункта 4.4.2 Концепции от 11.11.2014 № 1454 соответствует части 2 статьи 35, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд принимает во внимание финансовое положение заявителя и считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, взыскиваемой в федеральный бюджет, до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требование садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" о признании незаконным и отмене абзаца 5 пункта 4.4.2 Концепции социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 11.11.2014 № 1454 в части слов "СНТ "Аврора" и "(сверхнормативный забор воды осушает озеро почти до дна, что приводит к отсутствию воды в колодцах и негативно влияет на окружающую среду)" как несоответствующих части 2 статьи 35, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий судья
М.Ю.НАУМОВА
Судьи
И.В.КУЛИК
Е.В.ПОНОМАРЕВА
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2015 г. по делу № А12-38845/2015
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 28.10.2015.
Решение в полном объеме изготовлено 30.10.2015.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Наумовой М.Ю.,
судей Кулик И.В., Пономаревой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Будариной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" (ОГРН 1023402985077, ИНН 3448016016)
к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
третьи лица: прокуратура Волгоградской области, администрация Кировского района г. Волгограда, глава администрации Кировского района г. Волгограда Н.А., Администрация Волгоградской области
об оспаривании правового акта в части
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - И.В., представитель по доверенности <...>, И.З., председатель правления СНТ "Аврора",
от администрации Волгограда - Р.В., представитель по доверенности <...>,
от прокуратуры Волгоградской области - М.Н., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области, от администрации Кировского района г. Волгограда - Щ.Д., представитель по доверенности <...>,
от главы администрации Кировского района г. Волгограда Н.А. - Щ.Д., представитель по доверенности <...>,
от Администрации Волгоградской области - С.Д., представитель по доверенности <...>
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Аврора" (далее - СНТ "Аврора", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене абзаца 5 пункта 4.4.2 Концепции социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 11.11.2014 № 1454 в части слов "СНТ "Аврора" и "(сверхнормативный забор воды осушает озеро почти до дна, что приводит к отсутствию воды в колодцах и негативно влияет на окружающую среду)" как несоответствующих части 2 статьи 35, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрация Волгограда не признает заявленные требования, считая их необоснованными.
Прокуратура Волгоградской области, администрация Кировского района г. Волгограда, глава администрации Кировского района г. Волгограда Н.А., Администрация Волгоградской области полагают, что требования не подлежат удовлетворению.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции, начав рассмотрение заявления СНТ "Аврора" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к выводу, что обжалуемый заявителем акт не является нормативным, а по своей правовой природе является ненормативным правовым актом и в дальнейшем рассмотрел его коллегиальным составом судей по правилам главы 24 АПК РФ.
В пункте 6.2. постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 указано, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый акт содержит положения ненормативного (индивидуального) характера и дело об оспаривании такого акта отнесено к его подсудности, то он продолжает рассмотрение дела об оспаривании такого акта в порядке главы 24 АПК РФ в том же составе суда (часть 2 статьи 18 АПК РФ).
Как следует из представленных документов, в целях выработки согласованных действий органов местного самоуправления Волгограда в решении задач в области проведения социально-экономической политики на присоединенных территориях Волгограда, в соответствии с Законом Волгоградской области от 21.03.2005 № 1031-ОД "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ", постановлением Волгоградской областной Думы от 11.03.2010 № 20/652 "О включении в состав города Волгограда населенных пунктов", руководствуясь решением Волгоградской городской Думы от 24.03.2010 № 30/910 "О принятии Положения о стратегическом планировании устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград", статьей 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановлением от 11.11.2014 № 1454 утвердила Концепцию социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду (далее - Концепция от 11.11.2014 № 1454).
В пункте 2 постановления администрации Волгограда от 11.11.2014 № 1454 "Об утверждении концепции социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду" отраслевым и территориальным структурным подразделениям администрации Волгограда дана рекомендация учитывать направления Концепции при разработке проектов постановлений администрации Волгограда об утверждении ведомственных целевых и муниципальных программ.
Согласно пункту 3.1. Концепции от 11.11.2014 № 1454 цели социально-экономического развития присоединенных к Волгограду территорий на 2014 - 2016 годы определены на основании анализа наиболее острых проблем с учетом приоритетов развития Волгограда и основных параметров развития отраслей реального сектора экономики, социальной сферы; направлены на создание качественных условий жизни населения и функционирование хозяйствующих субъектов.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития территорий, присоединенных к Кировскому району, является сфера туризма и отдыха.
В пункте 4.4.2. Концепции от 11.11.2014 № 1454 указано, что экономическое развитие о. Сарпинского возможно в туристско-рекреационном направлении.
Согласно абзацу 5 пункта 4.4.2. Концепции от 11.11.2014 № 1454 проведение мероприятий по развитию туризма невозможно без предварительного проведения мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения острова, таких как "перенос насосных станций садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ) "Рябина", СНТ "Кооператор", СНТ "Аврора" от оз. Песчаного на протоку Воложка Куропатка (сверхнормативный забор воды осушает озеро почти до дна, что приводит к отсутствию воды в колодцах и негативно влияет на окружающую среду). Как вариант - привлечение денежных средств областного совета садоводов и СНТ".
Частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) формируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) - только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную часть общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Концепция от 11.11.2014 № 1454 является планом развития городского округа город-герой Волгоград в рамках реализации органом местного самоуправления задач по решению вопросов местного значения, в том числе, обеспечения водоотведения и водоснабжения населения СНТ "Аврора". Концепция от 11.11.2014 № 1454 принята в соответствии с полномочиями администрации Волгограда.
Из протокола совещания от 27.05.2015, проводимого в связи со сложной водохозяйственной обстановкой на острове Сарпинский Кировского района Волгограда, следует, что садоводческие общества, использующие в качестве источника водоснабжения для полива водные запасы озера Песчаное и ряд озер связанных с ним, испытывают ощутимый недостаток воды, в связи чем перешли с четырехкратного полива в неделю на однократный. В результате проведенного совещания председателю СНТ "Аврора" рекомендовано также изменить график полива участков (с четырехкратного полива в неделю на однократный).
Согласно приложению 11 к решению Волгоградской областной Думы от 18.12.2014 № 23/702 "О бюджете Волгограда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" из областного бюджета на проведение неотложных мероприятий по обводнению озера Песчаного выделено 6000 тыс. руб.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии проблемы маловодья озера Песчаное и обоснованности, указанных в Концепции от 11.11.2014 № 1454, мероприятий по его обводнению.
Оспариваемый абзац 5 пункта 4.4.2. Концепции от 11.11.2014 № 1454 не нарушает прав и охраняемых законов интересов заявителя. Концепция от 11.11.2014 № 1454 не содержит каких-либо ограничений заявителя в пользовании водным объектом, а также обязательных для исполнения норм, обязывающих СНТ "Аврора" перенести насосные станции, находящиеся на озере Песчаное. Оспариваемое положение не содержит запрета на пользование водным объектом в части осуществления полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что абзац 5 пункта 4.4.2 Концепции от 11.11.2014 № 1454 соответствует части 2 статьи 35, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд принимает во внимание финансовое положение заявителя и считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, взыскиваемой в федеральный бюджет, до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требование садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" о признании незаконным и отмене абзаца 5 пункта 4.4.2 Концепции социально-экономического развития территорий поселков, присоединенных к Волгограду, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 11.11.2014 № 1454 в части слов "СНТ "Аврора" и "(сверхнормативный забор воды осушает озеро почти до дна, что приводит к отсутствию воды в колодцах и негативно влияет на окружающую среду)" как несоответствующих части 2 статьи 35, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий судья
М.Ю.НАУМОВА
Судьи
И.В.КУЛИК
Е.В.ПОНОМАРЕВА
------------------------------------------------------------------