Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 12.03.2015 N 366н "На приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 19 июня 2013 г. N 177 "Об утверждении административного регламента исполнения комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации" "



Направлено письмом от 13 марта 2015 г. № 34/03-1625

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. № 366н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ВЕТЕРИНАРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 19 ИЮНЯ 2013 Г. № 177 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ КОМИТЕТОМ ВЕТЕРИНАРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ
ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 20 АВГУСТА 2013 Г. № 305, ОТ 02 ДЕКАБРЯ
2014 Г. № 485А, ОТ 15 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 6А)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета ветеринарии Волгоградской области от 19 июня 2013 г. № 177 "Об утверждении административного регламента исполнения комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации" (в редакции от 20 августа 2013 г. № 305, от 02 декабря 2014 г. № 485а, от 15 января 2015 г. № 6а) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета ветеринарии Волгоградской области от 15 января 2015 г. № 6а "О внесении изменений в приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 19 июня 2013 г. № 177 "Об утверждении административного регламента исполнения комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент исполнения комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе исполнения государственной функции.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (в редакции от 04.06.2014 № 145-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 31.12.2014 № 532-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 31.12.2014 № 532-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 05.06.2013 № 476);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 27.12.2012 № 1404);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 13.09.1999 № 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции от 12.12.2014 № 171-ОД);
- Законом Волгоградской области от 28.04.2006 № 1219-ОД "О пчеловодстве" (в редакции от 30.12.2013 № 188-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственной функции" (в редакции от 27.11.2012 № 506-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п "Об утверждении Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области" (в редакции от 23.01.2015 № 36-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 29.10.2013 № 601-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Волгоградской области" (ред. от 23.01.2015 № 35-п).
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 49.2 статьи 26.3 указанного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 указанного выше Закона государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п, административный регламент утверждается органом исполнительной власти, к компетенции которого относится исполнение соответствующей государственной функции.
Следовательно, исследуемый Регламент издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет ветеринарии Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области (далее - Комитет).
Пунктом 2.1.7 Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п, определено - Комитет осуществляет государственный ветеринарный надзор.
Согласно пункту 3.4 названного Положения Председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 34 Административного регламента установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Комитет обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ)
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод об ограничении исследуемым Приказом перечня оснований для проведения внеплановой проверки.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации, Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора) (Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2010 № 44-Г10-34).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении исследуемым Приказом перечня оснований для проведения внеплановой проверки.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации осуществляется комитетом ветеринарии Волгоградской области в отношении следующих категорий лиц:
1) юридические лица (далее - проверяемые юридические лица);
2) индивидуальные предприниматели (далее - проверяемые индивидуальные предприниматели);
3) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (далее - проверяемые граждане);
4) органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Административного регламента предметом государственной функции на территории Волгоградской области является: соблюдение органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами совокупности предъявляемых требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области в области ветеринарии.
Пунктом 32 Административного регламента установлено, что исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
1) "Организация проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации";
2) "Проведение проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации";
3) "Оформление результатов проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации";
4) "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации".
Из сравнительного анализа приведенных правовых норм следует, что в тексте Административного регламента существует неопределенность по вопросу установления перечня тех лиц, в отношении которых осуществляется контроль (надзор), так как остается не ясным, являются ли органы государственной власти и органы местного самоуправления лицами, в отношении которых проводится контроль (надзор).
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в несогласованности отдельных структурных единиц нормативного правового акта.
Текст нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 05 декабря 2012 г. № 229.
Приказы комитета ветеринарии Волгоградской области от 20 августа 2013 г. № 305, от 02 декабря 2014 г. № 485а, от 15 января 2015 г. № 6а, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 августа 2013 г. № 158, от 10 декабря 2014 г. № 232, от 11 февраля 2015 г. № 24.
Вывод: приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 19 июня 2013 г. № 177 "Об утверждении административного регламента исполнения комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации" (в редакции от 20 августа 2013 г. № 305, от 02 декабря 2014 г. № 485а, от 15 января 2015 г. № 6а) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству и нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------