Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 12.03.2015 N 370н "На приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. N 2 "Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области"
Направлено письмом от 13 марта 2015 г. № 34/02-1640
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. № 370н
НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 2
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 "Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждено Положение о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются общественные отношения, возникающие в сфере образования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 № 500-ФЗ);
- Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
- Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (в редакции от 16.01.2015 № 9);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД).
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Согласно части 9 статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 14 приказа Минобрнауки России "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение ГИА (государственная итоговая аттестация), в том числе создают ГЭК (государственная экзаменационная комиссия) (за исключением утверждения председателей и заместителей председателей ГЭК).
В соответствии с абзацем 28 пункта 2.1 Положения о комитете образования и науки Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 145, Комитет создает государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Волгоградской области.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Министерство образования и науки Волгоградской области ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД).
Согласно приложению к Закону Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23 октября 2014 № 132-ОД) установлено, что комитет образования и науки Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1, абзацем 28 пункта 2.1 Положения о комитете образования и науки Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 145, установлено, что Комитет образования и науки Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Волгоградской области.
В сфере образования Комитет создает государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
Абзацем 15 пункта 4.2 приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 "Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области" (далее - Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2) предусмотрено, что в рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК вправе принимать решение о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА по религиозным убеждениям, а также считать такие причины уважительными.
Следовательно, в абзаце 15 пункта 4.2 Приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 полномочия председателя ГЭК, касающиеся принятия решения о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки вышеуказанных лиц определены при помощи формулировки "вправе".
Следует иметь в виду, что указанная нормативная формулировка разделяет права и обязанности председателя ГЭК, что создает возможность для председателя ГЭК в определенных случаях использовать данное полномочие как право, то есть не осуществлять его.
Таким образом, в результате использования приведенной выше формулировки исполнение обязанностей по принятию решений о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА председателем ГЭК становится произвольным, а при наличии корыстной или иной заинтересованности ведет к коррупционным проявлениям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, одним из коррупциогенных факторов является определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Необходимо иметь в виду, что согласно пункту 19 приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" председатель ГЭК принимает решение о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных настоящим Порядком.
Из приведенной нормативной формулировки следует, что полномочие по принятию решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА является обязанностью председателя ГЭК.
Кроме того, выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 15 пункта 4.2 Приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 предусмотрено, что в рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК вправе принимать решение о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА по религиозным убеждениям, а также считать такие причины уважительными.
Вместе с тем абзацем 4 пункта 4.4 Приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 установлено, что в рамках рассмотрения результатов ГИА председатель ГЭК принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.
Согласно пункту 33 приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" по решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзаменов в текущем году по соответствующему учебному предмету в дополнительные сроки:
обучающиеся и выпускники прошлых лет, получившие на ГИА неудовлетворительный результат по любому из учебных предметов;
обучающиеся и выпускники прошлых лет, не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся и выпускники прошлых лет, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся и выпускники прошлых лет, которым конфликтная комиссия удовлетворила апелляцию о нарушении устанавливаемого порядка проведения ГИА;
обучающиеся и выпускники прошлых лет, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений устанавливаемого порядка проведения ГИА, совершенных лицами, указанными в пункте 40 настоящего Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами.
Из содержания указанного пункта 33 следует, что перечень случаев повторного допуска к сдаче экзаменов в текущем году является исчерпывающим. При этом субъекты Российской Федерации не наделены полномочием по определению оснований, являющихся уважительными причинами для повторного допуска обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА к сдаче ГЭК в текущем году в дополнительные сроки.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении в исследуемом нормативном правовом акте оснований, являющихся уважительными причинами для допуска к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА в текущем году.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 января 2015 г. № 9.
Вывод: приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 "Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные коррупциогенный фактор, несоответствие действующему федеральному законодательству; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 13 марта 2015 г. № 34/02-1640
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. № 370н
НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 2
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 "Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждено Положение о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются общественные отношения, возникающие в сфере образования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 № 500-ФЗ);
- Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
- Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (в редакции от 16.01.2015 № 9);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД).
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Согласно части 9 статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 14 приказа Минобрнауки России "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение ГИА (государственная итоговая аттестация), в том числе создают ГЭК (государственная экзаменационная комиссия) (за исключением утверждения председателей и заместителей председателей ГЭК).
В соответствии с абзацем 28 пункта 2.1 Положения о комитете образования и науки Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 145, Комитет создает государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Волгоградской области.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Министерство образования и науки Волгоградской области ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД).
Согласно приложению к Закону Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23 октября 2014 № 132-ОД) установлено, что комитет образования и науки Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1, абзацем 28 пункта 2.1 Положения о комитете образования и науки Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 145, установлено, что Комитет образования и науки Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Волгоградской области.
В сфере образования Комитет создает государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
Абзацем 15 пункта 4.2 приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 "Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области" (далее - Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2) предусмотрено, что в рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК вправе принимать решение о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА по религиозным убеждениям, а также считать такие причины уважительными.
Следовательно, в абзаце 15 пункта 4.2 Приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 полномочия председателя ГЭК, касающиеся принятия решения о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки вышеуказанных лиц определены при помощи формулировки "вправе".
Следует иметь в виду, что указанная нормативная формулировка разделяет права и обязанности председателя ГЭК, что создает возможность для председателя ГЭК в определенных случаях использовать данное полномочие как право, то есть не осуществлять его.
Таким образом, в результате использования приведенной выше формулировки исполнение обязанностей по принятию решений о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА председателем ГЭК становится произвольным, а при наличии корыстной или иной заинтересованности ведет к коррупционным проявлениям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, одним из коррупциогенных факторов является определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Необходимо иметь в виду, что согласно пункту 19 приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" председатель ГЭК принимает решение о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных настоящим Порядком.
Из приведенной нормативной формулировки следует, что полномочие по принятию решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА является обязанностью председателя ГЭК.
Кроме того, выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 15 пункта 4.2 Приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 предусмотрено, что в рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК вправе принимать решение о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА по религиозным убеждениям, а также считать такие причины уважительными.
Вместе с тем абзацем 4 пункта 4.4 Приказа министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 установлено, что в рамках рассмотрения результатов ГИА председатель ГЭК принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.
Согласно пункту 33 приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" по решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзаменов в текущем году по соответствующему учебному предмету в дополнительные сроки:
обучающиеся и выпускники прошлых лет, получившие на ГИА неудовлетворительный результат по любому из учебных предметов;
обучающиеся и выпускники прошлых лет, не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся и выпускники прошлых лет, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся и выпускники прошлых лет, которым конфликтная комиссия удовлетворила апелляцию о нарушении устанавливаемого порядка проведения ГИА;
обучающиеся и выпускники прошлых лет, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений устанавливаемого порядка проведения ГИА, совершенных лицами, указанными в пункте 40 настоящего Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами.
Из содержания указанного пункта 33 следует, что перечень случаев повторного допуска к сдаче экзаменов в текущем году является исчерпывающим. При этом субъекты Российской Федерации не наделены полномочием по определению оснований, являющихся уважительными причинами для повторного допуска обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА к сдаче ГЭК в текущем году в дополнительные сроки.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении в исследуемом нормативном правовом акте оснований, являющихся уважительными причинами для допуска к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА в текущем году.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 января 2015 г. № 9.
Вывод: приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 2 "Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные коррупциогенный фактор, несоответствие действующему федеральному законодательству; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------