Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 24.03.2015 N 469н "На приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. N 156 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" "
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. № 469н
НА ПРИКАЗ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 156
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИНСПЕКЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 29 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 5)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. № 156 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (в редакции от 29 января 2015 г. № 5) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 29 января 2015 г. № 5 "О внесении изменений в административный регламент по предоставлению инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. № 156".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент по предоставлению инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются общественные отношения, возникающие в области организации работы по предоставлению государственных услуг по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 31.12.2014 № 514-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 14.10.2014 № 307);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 30.10.2012 № 1049 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области" (в редакции от 26.01.2015 № 32);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24.11.2014 № 20-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 № 478-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области" (в редакции от 08.12.2014 № 75-п).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
На основании пункта 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 2 августа 2014 г. № 478-п, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является (далее - Инспекция) органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23 октября 2014 г. № 132-ОД) установлено, что инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
На основании пункта 1.1 пункта 2.2 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 г. № 478-п, Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области.
Инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения руководитель Инспекции издает приказы Инспекции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктами 117, 119, 127, 139, 140 Регламента на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации возложены обязанности по осуществлению контроля за полнотой и качеством работы по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждению порядка и периодичности осуществления плановых проверок, по рассмотрению обращений заявителей в порядке досудебного обжалования действий (бездействия) должностных лиц государственной жилищной инспекции, установлен срок для рассмотрения таких жалоб и варианты принятия решения по результатам их рассмотрения.
Вместе с тем частью 7 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в превышении компетенции Инспекции.
2. Пунктом 129 Регламента установлены случаи обращения заявителя с жалобой в порядке досудебного обжалования действий должностных лиц Инспекции.
Пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено обращение заявителя с жалобой в случае нарушения срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Следует отметить, что пункт 129 Регламента данного основания для обращения с жалобой не содержит.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении установленного федеральным законодательством перечня случаев обращения заявителя с жалобой в порядке досудебного обжалования действий должностных лиц Инспекции.
3. В пункте 135 Регламента определено, что жалоба оставляется без рассмотрения в случае отсутствия фамилии, почтового адреса, при наличии нецензурных либо оскорбительных выражений, когда текст жалобы не поддается прочтению.
Однако статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающей порядок рассмотрения отдельных обращений, не предусмотрено оставление жалобы без рассмотрения.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона в вышеперечисленных случаях ответ на обращение не дается.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного правового регулирования отношений, связанных с порядком рассмотрения обращений.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Пунктом 44 Регламента определено, что государственная услуга не предоставляется на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем данный пункт необоснованно включен в раздел 3 Регламента о составе, последовательности и сроках выполнения административных процедур, требованиях к порядку их выполнения, в том числе особенностях выполнения административных процедур в электронной форме, поскольку согласно подпункту 16 пункта 3.4 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", вышеуказанная информация должна содержаться в пункте "иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме" раздела "Стандарт предоставления государственной услуги".
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в нарушении последовательности структурных единиц.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 31 декабря 2014 г. № 247.
Приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 29 января 2015 г. № 5, которым в исследуемый акт внесены изменения, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 04 февраля 2015 г. № 19.
Вывод: приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. № 156 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (в редакции от 29 января 2015 г. № 5) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству, выявленное нарушение правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. № 469н
НА ПРИКАЗ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 156
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИНСПЕКЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 29 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 5)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. № 156 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (в редакции от 29 января 2015 г. № 5) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 29 января 2015 г. № 5 "О внесении изменений в административный регламент по предоставлению инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. № 156".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент по предоставлению инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются общественные отношения, возникающие в области организации работы по предоставлению государственных услуг по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 31.12.2014 № 514-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 14.10.2014 № 307);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 30.10.2012 № 1049 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области" (в редакции от 26.01.2015 № 32);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24.11.2014 № 20-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 № 478-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области" (в редакции от 08.12.2014 № 75-п).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
На основании пункта 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 2 августа 2014 г. № 478-п, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является (далее - Инспекция) органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23 октября 2014 г. № 132-ОД) установлено, что инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
На основании пункта 1.1 пункта 2.2 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 г. № 478-п, Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области.
Инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения руководитель Инспекции издает приказы Инспекции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктами 117, 119, 127, 139, 140 Регламента на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации возложены обязанности по осуществлению контроля за полнотой и качеством работы по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждению порядка и периодичности осуществления плановых проверок, по рассмотрению обращений заявителей в порядке досудебного обжалования действий (бездействия) должностных лиц государственной жилищной инспекции, установлен срок для рассмотрения таких жалоб и варианты принятия решения по результатам их рассмотрения.
Вместе с тем частью 7 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в превышении компетенции Инспекции.
2. Пунктом 129 Регламента установлены случаи обращения заявителя с жалобой в порядке досудебного обжалования действий должностных лиц Инспекции.
Пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено обращение заявителя с жалобой в случае нарушения срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Следует отметить, что пункт 129 Регламента данного основания для обращения с жалобой не содержит.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении установленного федеральным законодательством перечня случаев обращения заявителя с жалобой в порядке досудебного обжалования действий должностных лиц Инспекции.
3. В пункте 135 Регламента определено, что жалоба оставляется без рассмотрения в случае отсутствия фамилии, почтового адреса, при наличии нецензурных либо оскорбительных выражений, когда текст жалобы не поддается прочтению.
Однако статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающей порядок рассмотрения отдельных обращений, не предусмотрено оставление жалобы без рассмотрения.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона в вышеперечисленных случаях ответ на обращение не дается.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного правового регулирования отношений, связанных с порядком рассмотрения обращений.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Пунктом 44 Регламента определено, что государственная услуга не предоставляется на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем данный пункт необоснованно включен в раздел 3 Регламента о составе, последовательности и сроках выполнения административных процедур, требованиях к порядку их выполнения, в том числе особенностях выполнения административных процедур в электронной форме, поскольку согласно подпункту 16 пункта 3.4 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", вышеуказанная информация должна содержаться в пункте "иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме" раздела "Стандарт предоставления государственной услуги".
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в нарушении последовательности структурных единиц.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 31 декабря 2014 г. № 247.
Приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 29 января 2015 г. № 5, которым в исследуемый акт внесены изменения, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 04 февраля 2015 г. № 19.
Вывод: приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. № 156 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (в редакции от 29 января 2015 г. № 5) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству, выявленное нарушение правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------