Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 02.04.2015 N 558н "На приказ комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 30 января 2015 г. N 5-ОД "Об утверждении Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области"



Направлено письмом от 3 апреля 2015 г. № 34/02-2259

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. № 558н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 5-ОД
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИЕМУ И
РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ В КОМИТЕТЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 30 января 2015 г. № 5-ОД "Об утверждении Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден Порядок организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения в сфере установления общих принципов организации деятельности органов государственной власти в области рассмотрения обращений граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 160 "Об утверждении Положения о комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту 24 пункта 1 приложения к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 Положения о комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 160, председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 2 пункта 1.2 Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного исследуемым Приказом, установлено, что сектор обеспечивает прием и регистрацию всех обращений граждан, поступивших в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в том числе письменных обращений, направленных (переданных) лично в комитет, почтовым отправлением в адрес комитета, обращений в форме электронного документа, направленных посредством электронной приемной портала органов исполнительной власти Волгоградской области www.volganet.ru путем заполнения специальной формы на сайте комитета в разделе "Обращения граждан".
Вместе с тем частью 3 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Следует отметить, что иные требования к способу направления обращения и к содержанию заявления, подаваемого в электронной форме, федеральным законодательством не предусмотрены.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении прав граждан при подаче заявления в форме электронного документа путем заполнения только специальной формы на сайте Комитета в разделе "Обращения граждан".
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Абзацем 8 пункта 1.6 Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области предусмотрена возможность принятия решения об оставлении обращения без рассмотрения, так как оно не поддается прочтению, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Вместе с тем статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающей порядок рассмотрения отдельных обращений, не предусмотрена возможность оставления обращений без рассмотрения, в частности, в рассматриваемом случае ответ на обращение не дается.
Следует отметить, что статья 9 указанного Федерального закона предусматривает обязательность рассмотрения обращений, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в неправильном использовании терминологии при регулировании правоотношений, возникающих в сфере рассмотрения обращений граждан.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 февраля 2015 г. № 29.
Вывод: приказ комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 30 января 2015 г. № 5-ОД "Об утверждении Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, выявленное нарушение правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------