Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 16.04.2015 N 681н "На приказ комитета по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области от 22 мая 2012 г. N 02-06-03/110 "Об утверждении Перечня должностей" "



Направлено письмом от 17 апреля 2015 г. № 34/02-2679

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. № 681н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22 МАЯ 2012 Г. № 02-06-03/110
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 26 НОЯБРЯ
2012 Г. № 02-06-03/238, ОТ 29 АПРЕЛЯ 2013 Г. № 02-06-03/70,
ОТ 14 ИЮНЯ 2013 Г. № 02-06-03/122, ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2013 Г.
№ 02-06-03/257, ОТ 12 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 02-06-03/2)


Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области от 12 января 2015 г. № 02-06-03/2 "Об утверждении Перечня должностей" (в редакции от 26 ноября 2012 г. № 02-06-03/238, от 29 апреля 2013 г. № 02-06-03/70, от 14 июня 2013 г. № 02-06-03/122, от 16 декабря 2013 г. № 02-06-03/257, от 12 января 2015 г. № 02-06-03/2) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Приказом утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых государственные гражданские служащие Волгоградской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с поступлением на государственную гражданскую службу Волгоградской области и прохождением государственной гражданской службы Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 30.03.2015 № 64-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 185-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 № 510-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции от 22.12.2014 № 431-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (в редакции от 08.03.2015 № 120);
- Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (в редакции от 08.03.2015 № 120);
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";
- Указом Президента Российской Федерации от 08.03.2015 № 120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 02.05.2012 № 258 "Об утверждении Положения о комитете по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области" (в редакции от 19.01.2015 № 12);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 № 254 "О некоторых вопросах представления отдельными категориями лиц сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20, частью 1 статьи 20.1 указанного Федерального закона сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляет гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 сентября 2009 г. определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1, пункту 1 статьи 7 Устава Волгоградской области Волгоградская область имеет свою территорию, систему органов государственной власти, собственность, законодательство.
Система органов государственной власти Волгоградской области устанавливается Волгоградской областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 02.05.2012 № 258, комитет по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим организационное обеспечение деятельности мировых судей в Волгоградской области (далее именуются - мировые судьи), составление списков кандидатов в присяжные заседатели и выполняющим функции уполномоченного органа в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории Волгоградской области.
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 названного Положения Председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, комитет по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области как орган исполнительной власти вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме Приказа.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Исследуемым Приказом утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых государственные гражданские служащие Волгоградской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Вместе с тем согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляет гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу.
Из анализа приведенных правовых положений федерального законодательства следует, что при поступлении на государственную гражданскую службу сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять все граждане.
Однако исследуемым Приказом ограничен круг лиц, обязанных представлять соответствующие сведения при поступлении на государственную гражданскую службу.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении круга лиц, которые обязаны при поступлении на государственную гражданскую службу представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.

Текст исследуемого нормативного правового опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 30 мая 2012 г. № 94.
Приказы комитета по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области от 26 ноября 2012 г. № 02-06-03/238, от 29 апреля 2013 г. № 02-06-03/70, от 14 июня 2013 г. № 02-06-03/122, от 16 декабря 2013 г. № 02-06-03/257, от 12 января 2015 г. № 02-06-03/2, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 05 декабря 2012 г. № 229, от 08 мая 2013 г. № 81, от 19 июня 2013 г. № 108, от 25 декабря 2013 г. № 242, от 21 января 2015 г. № 9.
Вывод: приказ комитета по обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области от 22 мая 2012 г. № 02-06-03/110 "Об утверждении Перечня должностей" (в редакции от 26 ноября 2012 г. № 02-06-03/238, от 29 апреля 2013 г. № 02-06-03/70, от 14 июня 2013 г. № 02-06-03/122, от 16 декабря 2013 г. № 02-06-03/257, от 12 января 2015 г. № 02-06-03/2) не соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------