Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 30.04.2015 N 923н "На приказ Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области от 02 ноября 2011 г. N 222-п "Об утверждении Административного регламента комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги" "



Направлено письмом от 30 апреля 2015 г. № 34/03-3394

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. № 923н

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02 НОЯБРЯ 2011 Г. № 222-П
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА
ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2011 Г. № 246-П, ОТ 18 МАЯ 2012 Г. № 58-П,
ОТ 17 ЯНВАРЯ 2013 Г. № 10-П, ОТ 14 МАЯ 2013 Г. № 106-П,
ОТ 25 АПРЕЛЯ 2014 Г. № 110-П, ОТ 04 МАРТА 2015 Г. № 42-П)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области от 02 ноября 2011 г. № 222-п "Об утверждении Административного регламента комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги" (в редакции от 20 декабря 2011 г. № 246-п, от 18 мая 2012 г. № 58-п, от 17 января 2013 г. № 10-п, от 14 мая 2013 г. № 106-п, от 25 апреля 2014 г. № 110-п, от 04 марта 2015 г. № 42-п) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 04 марта 2015 г. № 42-п "О внесении изменений в приказ Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области от 02 ноября 2011 г. № 222-п "Об утверждении Административного регламента министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Волгоградской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Волгоградской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере организации предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 14.10.2014 № 307-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 № 519-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 31.12.2014 № 519-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения" (в редакции от 02.04.2015 № 315);
- постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (в редакции от 30.12.2011 № 1208);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 13.11.2008 № 1764-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере управления дорожной деятельностью" (в редакции от 25.06.2012 № 63-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24.11.2014 № 20-п);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 29-п "Об утверждении Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области";
- постановлением Администрации Волгоградской области от 07.04.2015 № 142-п "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области".
Согласно пунктам "б", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 12 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 31 указанного выше Федерального закона выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти Волгоградской области ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 10 ноября 2008 г. № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 29-п, установлено, что комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере транспорта и осуществления единой государственной политики развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее именуются - автомобильные дороги), государственного управления автомобильными дорогами и сооружениями на них.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы и иные акты в пределах своей компетенции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 2.3 исследуемого Административного регламента установлено, что срок предоставления государственной услуги:
по выдаче специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов категории 1 - 10 дней со дня регистрации заявления;
по выдаче специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов категории 2 - до 30 дней со дня регистрации заявления.
Срок предоставления государственной услуги может быть увеличен на срок проведения всех согласований с владельцами автомобильных дорог, в необходимых случаях - с владельцами пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, получения согласия от заявителя, в необходимых случаях, на сопровождение и оценку технического состояния.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением от 15 апреля 2011 г. № 272 утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Согласно указанным Правилам:
"тяжеловесный груз" - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2;
"крупногабаритный груз" - груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению № 3.
Из приведенных правовых положений следует, что указанным постановлением Правительства РФ крупногабаритные и тяжеловесные грузы не подразделяются на категории.
Не подразделяются крупногабаритные и тяжеловесные грузы и Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258.
Указанная позиция подтверждается и решением Верховного Суда РФ от 12.11.2012 № АКПИ12-1194.
Кроме того, пунктом 2.3 Административного регламента установлены иные сроки предоставления государственной услуги, тогда как пунктом 41 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, установлено, что специальное разрешение в случае, если требуется согласование только владельцев автомобильных дорог, и при наличии соответствующих согласований выдается в срок, не превышающий 11 рабочих дней с даты регистрации заявления, в случае необходимости согласования маршрута транспортного средства с Госавтоинспекцией - в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.
В случае если для осуществления перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, срок выдачи специального разрешения увеличивается на срок проведения указанных мероприятий.
Таким образом, пункт 2.3 исследуемого Административного регламента противоречит постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и приказу Минтранса России от 24.07.2012 № 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" как актам, имеющим большую юридическую силу, в части установления категорий крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также в части установления иных сроков предоставления государственной услуги.
2. Пунктом 2.5 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется на основании письменного заявления установленной формы (приложение № 4 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г. (зарегистрирована Минюстом России 8 августа 1996 г., регистрационный № 1146).
К заявлению прилагаются:
- копии паспортов транспортных средств или свидетельств о регистрации транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов;
- схема с изображением всех участвующих в перевозке транспортных средств, их габаритных размеров, количества осей и колес на них, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки по осям, общей массы автотранспортного средства с грузом (для грузов категории 2).
Заявление заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) или представителя перевозчика с приложением документов, подтверждающих их полномочия, и печатью организации или подписью физического лица, осуществляющего перевозку.
Допускается предварительное уведомление о подаче заявления на получение специального разрешения путем направления заявления посредством факсимильной связи или по электронной почте для его рассмотрения в установленном порядке с последующим представлением оригинала заявления.
Вместе с тем пунктом 9 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, установлено, что к заявлению прилагаются:
1) копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
2) схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса;
3) сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
Уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)) в отношении владельца транспортного средства получает информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и (или) подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, исключая требование данных документов у заявителя. Заявитель вправе представить указанную информацию в уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организацию)) по собственной инициативе.
Из сказанного следует, что перечень документов, установленный Административным регламентом, не соответствует перечню документов, установленному актом, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации лишь осуществляют выдачу специального разрешения в порядке, установленном Минтрансом России.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отличного от перечня документов, установленного федеральным законодательством.
3. Пунктом 2.6 Административного регламента установлено, что Комитет отказывает в оформлении специального разрешения в следующих случаях:
введение временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
представление заявителем недостоверной и (или) неполной информации о перевозимом грузе;
несоответствие технических характеристик транспортного средства возможности осуществления конкретной перевозки;
невозможность осуществления перевозки по указанному в заявлении маршруту;
заявление подписано не уполномоченным на то лицом;
комитет не вправе выдавать специальные разрешения по заявленному маршруту;
не представлены оригиналы заявлений.
Вместе с тем пунктом 40 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если:
1) не вправе согласно настоящему Порядку выдавать специальные разрешения по заявленному маршруту;
2) сведения, представленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
3) установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены;
4) при согласовании маршрута установлена невозможность осуществления перевозки по заявленному маршруту транспортным средством с заявленными техническими характеристиками в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственного сооружения или инженерных коммуникаций, а также по требованиям безопасности дорожного движения;
5) отсутствует согласие заявителя на:
проведение оценки технического состояния автомобильной дороги согласно пункту 26 настоящего Порядка;
принятие специальных мер по обустройству пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги и в установленных законодательством случаях;
укрепление автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог или их участков, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги и в установленных законодательством случаях;
6) заявитель не произвел оплату оценки технического состояния автомобильных дорог, их укрепления в случае, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
7) заявитель не произвел оплату принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
8) заявитель не внес плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов;
9) заявитель не произвел оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов);
10) отсутствие оригинала заявления и схемы автопоезда на момент выдачи специального разрешения, заверенных регистрационных документов транспортного средства, если заявление и документы направлялись в уполномоченный орган с использованием факсимильной связи.
Следовательно, Административным регламентом установлен иной перечень случаев отказа в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного перечня случаев отказа в предоставлении государственной услуги, чем предусмотрено федеральным законодательством.
4. Пунктом 2.7 Административного регламента установлено, что комитет не вправе отказать в приеме документов от заявителя.
Вместе с тем пунктом 12 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, установлено, что уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)) отказывает в регистрации заявления в случае, если:
1) заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание данного заявления;
2) заявление не содержит сведений, установленных пунктом 8 настоящего Порядка;
3) к заявлению не приложены документы, соответствующие требованиям пунктов 9, 10 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)), принявший решение об отказе в регистрации заявления, обязан незамедлительно проинформировать заявителя о принятом решении с указанием оснований принятия данного решения.
В случае подачи заявления с использованием Портала информирование заявителя о принятом решении происходит через личный кабинет заявителя на Портале.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного правового регулирования, чем предусмотрено федеральным законодательством, в части отсутствия оснований для отказа в приеме документов.
5. Пунктом 3.4 Административного регламента установлено, что согласование разработанного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, комитет проводит с владельцами автомобильных дорог либо с уполномоченными ими организациями (далее - владельцы автомобильных дорог), по которым проходит такой маршрут, а в случае транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, - с владельцами автомобильных дорог и Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).
В случаях если для осуществления перевозок тяжеловесных грузов требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций, проводятся согласования с владельцами автомобильных дорог и с МВД России.
Из приведенных правовых положений следует, что Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых требуется согласование с МВД России.
Вместе с тем пунктом 16 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, установлено, что согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут (далее - владельцы автомобильных дорог).
Согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция).
Согласование с Госавтоинспекцией проводится также в случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется: укрепление отдельных участков автомобильных дорог; принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах маршрута транспортного средства; изменение организации дорожного движения по маршруту движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; введение ограничений в отношении движения других транспортных средств по требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Следовательно, Административным регламентом не предусмотрено, что согласование с Госавтоинспекцией осуществляется также в случаях:
изменения организации дорожного движения по маршруту движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
введения ограничений в отношении движения других транспортных средств по требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в императивном установлении неполного перечня случаев, в которых необходимо проводить согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, с Госавтоинспекцией.
В тексте Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 2.5 исследуемого Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется на основании письменного заявления установленной формы (приложение № 4 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г. (зарегистрирована Минюстом России 8 августа 1996 г., регистрационный № 1146).
Вместе с тем указанная инструкция признана утратившей силу приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на нормативный правовой акт, утративший силу.
2. Абзацем 2 подпункта 6 пункта 3.4 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, установлено, что в разделе "Стандарт предоставления государственной услуги" должны быть указаны требования пунктов 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а именно: установление запрета требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем Административный регламент не содержит указанных требований.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в Административном регламенте необходимой информации.
3. Согласно пункту 3.5 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, раздел "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к их выполнению, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме" должен состоять из пунктов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при предоставлении государственной услуги, в том числе услуг, необходимых и обязательных для предоставления данной государственной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в составе предоставления государственной услуги.
В начале данного раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур.
Вместе с тем в начале раздела 3 исследуемого Административного регламента отсутствует исчерпывающий перечень административных процедур.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в Административном регламенте необходимой информации.
4. Пунктом 3.5 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, установлено, что в разделе 3 административных регламентов каждая административная процедура должна содержать следующие обязательные элементы:
основания для начала административной процедуры;
сведения о должностном лице, ответственном за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры (если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие предоставление государственной услуги, содержат указание на конкретную должность, то она указывается в административном регламенте);
критерии принятия решений;
результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с основанием для начала выполнения следующей административной процедуры;
способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры, в том числе в электронных системах.
Вместе с тем раздел 3 "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения" исследуемого Административного регламента не отвечает требованиям указанного Порядка, а именно: не установлены основания для начала административной процедуры, отсутствуют сведения о должностных лицах, ответственных за выполнение каждого административного действия, отсутствуют критерии принятия решений, отсутствуют результаты каждой административной процедуры, а также способы фиксации результата выполнения административной процедуры.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в Административном регламенте необходимой информации.
5. Пунктом 3.6 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, установлено, что раздел Административного регламента "Формы контроля за исполнением административного регламента" должен содержать следующие пункты:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента предоставления государственной услуги и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений;
б) порядок осуществления и периодичность проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством ее предоставления;
в) ответственность должностных лиц органа исполнительной власти и иных должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги;
г) положения, характеризующие требования к осуществлению и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
Вместе с тем раздел 4 исследуемого Административного регламента "Формы контроля за исполнением административного регламента" не содержит сведений, указанных в пункте 3.6 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в Административном регламенте необходимой информации.
6. Пунктом 3.7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, установлено, что раздел Административного регламента "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц" должен содержать следующие пункты:
а) информацию для заявителя о его праве подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, предоставляющих государственную услугу, и (или) его должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, территориальных органов государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее именуется - жалоба);
б) предмет жалобы;
в) органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба;
г) порядок подачи и рассмотрения жалобы;
д) сроки рассмотрения жалобы;
ж) результат рассмотрения жалобы;
з) порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы;
и) порядок обжалования решения по жалобе;
к) право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
л) способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы.
Вместе с тем раздел 5 исследуемого Административного регламента "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) комитета, а также должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги" не содержит информации: для заявителя - о его праве подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, предоставляющих государственную услугу, и (или) его должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, территориальных органов государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги; органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба; порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы; способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в Административном регламенте необходимой информации.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 января 2012 г. № 7.
Приказ Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2011 г. № 246-п, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 января 2012 г. № 7.

Приказы министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 18 мая 2012 г. № 58-п, от 17 января 2013 г. № 10-п, от 14 мая 2013 г. № 106-п, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 июня 2012 г. № 107, от 23 января 2013 г. № 11, от 22 мая 2013 г. № 89.

Приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 25 апреля 2014 г. № 110-п, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 мая 2015 г. № 94.
Приказ комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 04 марта 2015 г. № 42-п, которым внесены изменения в исследуемый Приказ, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 марта 2015 г. № 47.
Вывод: приказ Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области от 02 ноября 2011 г. № 222-п "Об утверждении Административного регламента комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги" (в редакции от 20 декабря 2011 г. № 246-п, от 18 мая 2012 г. № 58-п, от 17 января 2013 г. № 10-п, от 14 мая 2013 г. № 106-п, от 25 апреля 2014 г. № 110-п, от 04 марта 2015 г. № 42-п) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------