Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 05.05.2015 N 2-535/2015г. <О признании недействующими пунктов 2.1 и 6.2 Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово, утв. постановлением администрации городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской обл. от 19.08.2013 N 502>
КОТОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2015 г. № 2-535/2015г.
в составе председательствующего судьи Кокошкиной Г.Ю.
при секретаре С.
с участием заместителя прокурора Котовского района Яковлева А.А., представителя заинтересованного лица по доверенности П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
05 мая 2015 г.
дело по заявлению прокурора Котовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Прокурор Котовского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка действующих нормативных правовых актов администрации городского поселения г. Котово на предмет соответствия действующему законодательству.
Установлено, что постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 утверждено Положение о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово.
Указанное Положение не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежит приведению в соответствие.
Не соответствие Положения требованиям федерального законодательства наделяет должностных лиц при проведении муниципального контроля неограниченно широким кругом полномочий, что в соответствии с п. "а" ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 отнесено к коррупциогенным факторам.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 12.01.2015 года был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста 23.01.2015 администрацией городского поселения г. Котово дан ответ, что выявленные нарушения законодательства устранены путем подготовки проекта постановления администрации городского поселения г. Котово "Об утверждении Административного регламента исполнения администрацией городского поселения г. Котово муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского поселения г. Котово".
Однако, до настоящего времени указанный нормативный правовой акт не утвержден, в соответствие с действующим законодательством не приведен.
От прокурора Котовского района поступило заявление, в котором заявленные требования были изменены и дополнены. Просит признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу п. 2.1. и п. 6.2 постановления администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 "Об утверждении Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово" в соответствии с нормами законодательства установленными ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Сообщение о решении суда, в соответствии с положениями части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", после вступления в законную силу, направить в газету для публикации.
Указывает, что данное заявление подается прокуратурой Котовского района в целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, поскольку указанный нормативный акт распространяет свое действие в отношении неопределенного круга лиц на территории городского поселения г. Котово, круг которых персонального изменчив.
Согласно полномочиям, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора Котовского района Яковлев А.А. изменил заявленные требования. Просит признать п. 2.1. и п. 6.2 Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово, утвержденного постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 противоречащим федеральному закону и недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию городского поселения г. Котово обнародовать решение суда после вступления его в законную силу.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского поселения г. Котово по доверенности П. с заявлением не согласна, поскольку проект Положения в новой редакции с учетом всех замечаний, разработан. Проект Положения проходит экспертизу.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав зам. прокурора Яковлева А.А. представителя заинтересованного лица по доверенности П., находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ч. 1 ст. 251 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 утверждено Положение о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово.
Указанное Положение не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе, в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Однако, п. 2.1 вышеуказанного Положения предусмотрено, что целью муниципального контроля является обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения юридическими лицами и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства об автомобильных дорогах местного значения городского поселения г. Котово и дорожной деятельности.
В силу ст. 18 ФЗ № 294 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Однако п. 6.2. Положения, утвержденного постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 предусмотрено, что должностные лица уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль сохранности автомобильных дорог местного значения, при проведении мероприятий по контролю обязаны:
а) руководствоваться законодательством Российской Федерации, Волгоградской области, Уставом городского поселения Котово, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами;
б) соблюдать действующее законодательство, права и законные интересы юридических лиц, граждан и индивидуальных предпринимателей;
в) принимать меры по предотвращению и устранению последствий выявленных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в установленном порядке;
г) проводить профилактическую работу по устранению причин и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в области законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, п. 6.2 Положения не соответствует требованиям ст. 18 ФЗ № 294.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 12.01.2015 был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста 23.01.2015 администрацией городского поселения г. Котово дан ответ, что выявленные нарушения законодательства устранены путем подготовки проекта постановления администрации городского поселения г. Котово "Об утверждении Административного регламента исполнения администрацией городского поселения г. Котово муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского поселения г. Котово".
На день рассмотрения дела в суде указанный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством не приведен.
Руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил
Признать п. 2.1. и п. 6.2 Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово, утвержденного постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502, противоречащим федеральному закону и недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию городского поселения г. Котово обнародовать решение суда после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Решение суда в окончательной форме принято 10.05.2015.
Судья:
Г.Ю.КОКОШКИНА
------------------------------------------------------------------
КОТОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2015 г. № 2-535/2015г.
в составе председательствующего судьи Кокошкиной Г.Ю.
при секретаре С.
с участием заместителя прокурора Котовского района Яковлева А.А., представителя заинтересованного лица по доверенности П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
05 мая 2015 г.
дело по заявлению прокурора Котовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Прокурор Котовского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка действующих нормативных правовых актов администрации городского поселения г. Котово на предмет соответствия действующему законодательству.
Установлено, что постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 утверждено Положение о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово.
Указанное Положение не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежит приведению в соответствие.
Не соответствие Положения требованиям федерального законодательства наделяет должностных лиц при проведении муниципального контроля неограниченно широким кругом полномочий, что в соответствии с п. "а" ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 отнесено к коррупциогенным факторам.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 12.01.2015 года был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста 23.01.2015 администрацией городского поселения г. Котово дан ответ, что выявленные нарушения законодательства устранены путем подготовки проекта постановления администрации городского поселения г. Котово "Об утверждении Административного регламента исполнения администрацией городского поселения г. Котово муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского поселения г. Котово".
Однако, до настоящего времени указанный нормативный правовой акт не утвержден, в соответствие с действующим законодательством не приведен.
От прокурора Котовского района поступило заявление, в котором заявленные требования были изменены и дополнены. Просит признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу п. 2.1. и п. 6.2 постановления администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 "Об утверждении Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово" в соответствии с нормами законодательства установленными ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Сообщение о решении суда, в соответствии с положениями части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", после вступления в законную силу, направить в газету для публикации.
Указывает, что данное заявление подается прокуратурой Котовского района в целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, поскольку указанный нормативный акт распространяет свое действие в отношении неопределенного круга лиц на территории городского поселения г. Котово, круг которых персонального изменчив.
Согласно полномочиям, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора Котовского района Яковлев А.А. изменил заявленные требования. Просит признать п. 2.1. и п. 6.2 Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово, утвержденного постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 противоречащим федеральному закону и недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию городского поселения г. Котово обнародовать решение суда после вступления его в законную силу.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского поселения г. Котово по доверенности П. с заявлением не согласна, поскольку проект Положения в новой редакции с учетом всех замечаний, разработан. Проект Положения проходит экспертизу.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав зам. прокурора Яковлева А.А. представителя заинтересованного лица по доверенности П., находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ч. 1 ст. 251 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 утверждено Положение о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово.
Указанное Положение не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе, в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Однако, п. 2.1 вышеуказанного Положения предусмотрено, что целью муниципального контроля является обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения юридическими лицами и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства об автомобильных дорогах местного значения городского поселения г. Котово и дорожной деятельности.
В силу ст. 18 ФЗ № 294 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Однако п. 6.2. Положения, утвержденного постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502 предусмотрено, что должностные лица уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль сохранности автомобильных дорог местного значения, при проведении мероприятий по контролю обязаны:
а) руководствоваться законодательством Российской Федерации, Волгоградской области, Уставом городского поселения Котово, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами;
б) соблюдать действующее законодательство, права и законные интересы юридических лиц, граждан и индивидуальных предпринимателей;
в) принимать меры по предотвращению и устранению последствий выявленных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в установленном порядке;
г) проводить профилактическую работу по устранению причин и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в области законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, п. 6.2 Положения не соответствует требованиям ст. 18 ФЗ № 294.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 12.01.2015 был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста 23.01.2015 администрацией городского поселения г. Котово дан ответ, что выявленные нарушения законодательства устранены путем подготовки проекта постановления администрации городского поселения г. Котово "Об утверждении Административного регламента исполнения администрацией городского поселения г. Котово муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского поселения г. Котово".
На день рассмотрения дела в суде указанный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством не приведен.
Руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил
Признать п. 2.1. и п. 6.2 Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения г. Котово, утвержденного постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2013 № 502, противоречащим федеральному закону и недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию городского поселения г. Котово обнародовать решение суда после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Решение суда в окончательной форме принято 10.05.2015.
Судья:
Г.Ю.КОКОШКИНА
------------------------------------------------------------------