Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 24.07.2015 N 1687н "На постановление Губернатора Волгоградской области от 23 мая 2014 г. N 436 "Об утверждении административных регламентов комитета образования и науки Волгоградской области в сфере лицензирования образовательной деятельности" "



Направлено письмом от 27 июля 2015 г. № 34/02-7941

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 июля 2015 г. № 1687н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 23 МАЯ 2014 Г. № 436 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
РЕГЛАМЕНТОВ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. № 123,
ОТ 29 МАЯ 2015 Г. № 461)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления Губернатора Волгоградской области от 23 мая 2014 г. № 436 "Об утверждении административных регламентов комитета образования и науки Волгоградской области в сфере лицензирования образовательной деятельности" (в редакции от 13 февраля 2015 г. № 123, от 29 мая 2015 г. № 461) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Губернатора Волгоградской области от 29 мая 2015 г. № 461 "О внесении изменений в постановление Губернатора Волгоградской области от 23 мая 2014 г. № 436 "Об утверждении административных регламентов министерства образования и науки Волгоградской области в сфере лицензирования образовательной деятельности".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены:
административный регламент предоставления комитетом образования и науки Волгоградской области государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (Регламент № 1);
административный регламент исполнения комитетом образования и науки Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (Регламент № 2).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения в сфере образования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);

- Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 13.07.2015 № 216-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 13.07.2015 № 246-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 238-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (в редакции от 27.11.2014 № 1246);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 22.04.2015 № 182-п);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 22.04.2015 № 182-п).
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 4 статьи 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 названного Федерального закона к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - переданные полномочия), относится полномочие по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона)
Пунктом 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится лицензирование образовательной деятельности.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 7 названного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий.
Подпунктом 5 пункта 8 статьи 7 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) имеет право до принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, если данные регламенты не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций) и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Согласно пункту 2 статьи 24 Устава Волгоградской области Губернатор Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Волгоградской области издает постановления и распоряжения.
Таким образом, Губернатор Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Анализируемым нормативным правовым актом утвержден административный регламент предоставления комитетом образования и науки Волгоградской области государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.
Вместе с тем согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - переданные полномочия), относится полномочие по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона).
Пунктом 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится лицензирование образовательной деятельности.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 7 названного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий.
Приказом Министерства образования и науки России от 17.03.2015 № 244 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается во вторжении высшего должностного лица Волгоградской области в компетенцию Министерства образования Российской Федерации в части лицензирования образовательной деятельности на территории Волгоградской области.
Кроме того, в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В пункте 1.3 Регламента № 2 содержится ссылка на приказ Федеральной службы в сфере образования и науки от 07 августа 2012 г. № 998 "Об утверждении формы предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий".
Вместе с тем указанный федеральный нормативный правовой акт признан утратившим силу приказом Рособрнадзора от 12.03.2015 № 279 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на утративший силу нормативный правовой акт.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 мая 2014 г. № 94.
Постановления Губернатора Волгоградской области от 13 февраля 2015 г. № 123, от 29 мая 2015 г. № 461, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 февраля 2015 г. № 33, от 10 июня 2015 г. № 103.
Вывод: постановление Губернатора Волгоградской области от 23 мая 2014 г. № 436 "Об утверждении административных регламентов комитета образования и науки Волгоградской области в сфере лицензирования образовательной деятельности" (в редакции от 13 февраля 2015 г. № 123, от 29 мая 2015 г. № 461) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

И.о. начальника Управления
Л.К.СЕГИЗЕКОВА


------------------------------------------------------------------