Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 08.09.2015 N 2176н "На приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 15 июля 2015 г. N 381а "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан в комитете ветеринарии Волгоградской области"
Направлено письмом от 9 сентября 2015 г. № 34/02-9268
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. № 2176н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ВЕТЕРИНАРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 15 ИЮЛЯ 2015 Г. № 381А "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ
С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В КОМИТЕТЕ ВЕТЕРИНАРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета ветеринарии Волгоградской области от 15 июля 2015 г. № 381а "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан в комитете ветеринарии Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждено Положение о работе с обращениями граждан в комитете ветеринарии Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения в сфере установления общих принципов организации деятельности органов государственной власти в области рассмотрения обращений граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п "Об утверждении Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области" (в редакции от 24.08.2015 № 488-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 06.07.2015 № 608 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в аппарат Губернатора Волгоградской области, адресованными Губернатору Волгоградской области, вице-губернатору - руководителю аппарата Губернатора Волгоградской области, первым заместителям Губернатора Волгоградской области и заместителям Губернатора Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 06.07.2015 № 608 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в аппарат Губернатора Волгоградской области, адресованными Губернатору Волгоградской области, вице-губернатору - руководителю аппарата Губернатора Волгоградской области, первым заместителям Губернатора Волгоградской области и заместителям Губернатора Волгоградской области" руководителям органов исполнительной власти Волгоградской области предписано в месячный срок со дня вступления в силу указанного постановления принять нормативные правовые акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в соответствующих органах исполнительной власти Волгоградской области, с учетом настоящего постановления.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов государственной власти Волгоградской области входит комитет ветеринарии Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п, комитет ветеринарии Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 3.4 названного Положения Председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входило в компетенцию в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте исследуемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 2 пункта 4 Положения установлено, что в случае если обращение содержит информацию о фактах нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, отдел в течение пяти дней со дня регистрации обращения направляет его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона № 59-ФЗ.
Вместе с тем частью 3.1 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Таким образом, высшим должностным лицом Волгоградской области является Губернатор Волгоградской области.
Сопоставление приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что исследуемым Положением на должностных лиц Комитета не возлагается обязанность по перенаправлению обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, Губернатору Волгоградской области.
Пункт 4 Положения по своему правовому содержанию является исчерпывающим и императивным.
Вместе с тем, как следует из части 3.1 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в:
территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;
и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении круга обязанностей должностных лиц в сфере рассмотрения обращений граждан.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 июля 2015 г. № 124.
Вывод: приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 15 июля 2015 г. № 381а "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан в комитете ветеринарии Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 9 сентября 2015 г. № 34/02-9268
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. № 2176н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ВЕТЕРИНАРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 15 ИЮЛЯ 2015 Г. № 381А "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ
С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В КОМИТЕТЕ ВЕТЕРИНАРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета ветеринарии Волгоградской области от 15 июля 2015 г. № 381а "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан в комитете ветеринарии Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждено Положение о работе с обращениями граждан в комитете ветеринарии Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения в сфере установления общих принципов организации деятельности органов государственной власти в области рассмотрения обращений граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п "Об утверждении Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области" (в редакции от 24.08.2015 № 488-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 06.07.2015 № 608 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в аппарат Губернатора Волгоградской области, адресованными Губернатору Волгоградской области, вице-губернатору - руководителю аппарата Губернатора Волгоградской области, первым заместителям Губернатора Волгоградской области и заместителям Губернатора Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 06.07.2015 № 608 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в аппарат Губернатора Волгоградской области, адресованными Губернатору Волгоградской области, вице-губернатору - руководителю аппарата Губернатора Волгоградской области, первым заместителям Губернатора Волгоградской области и заместителям Губернатора Волгоградской области" руководителям органов исполнительной власти Волгоградской области предписано в месячный срок со дня вступления в силу указанного постановления принять нормативные правовые акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в соответствующих органах исполнительной власти Волгоградской области, с учетом настоящего постановления.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов государственной власти Волгоградской области входит комитет ветеринарии Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п, комитет ветеринарии Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 3.4 названного Положения Председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входило в компетенцию в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте исследуемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 2 пункта 4 Положения установлено, что в случае если обращение содержит информацию о фактах нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, отдел в течение пяти дней со дня регистрации обращения направляет его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона № 59-ФЗ.
Вместе с тем частью 3.1 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Таким образом, высшим должностным лицом Волгоградской области является Губернатор Волгоградской области.
Сопоставление приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что исследуемым Положением на должностных лиц Комитета не возлагается обязанность по перенаправлению обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, Губернатору Волгоградской области.
Пункт 4 Положения по своему правовому содержанию является исчерпывающим и императивным.
Вместе с тем, как следует из части 3.1 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в:
территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;
и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении круга обязанностей должностных лиц в сфере рассмотрения обращений граждан.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 июля 2015 г. № 124.
Вывод: приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 15 июля 2015 г. № 381а "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан в комитете ветеринарии Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------