Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 16.09.2015 N 2299н "На приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 13 августа 2015 г. N 160-од "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом промышленности и торговли Волгоградской области государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области"
Направлено письмом от 17 сентября 2015 г. № 34/02-9538
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. № 2299н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 13 АВГУСТА 2015 Г. № 160-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМИТЕТОМ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА РОЗНИЧНУЮ
ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 13 августа 2015 г. № 160-од "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом промышленности и торговли Волгоградской области государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом промышленности и торговли Волгоградской области государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения в сфере организации предоставления государственной услуги.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции от 29.06.2015 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 13.07.2015 № 216-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 01.12.2011 № 2260-ОД "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области";
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 22.04.2015 № 182-п);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 31-п "Об утверждении Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области";
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.02.2015 № 151 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом промышленности и торговли Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Абзацами 3 и 5 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
В соответствии с абзацем 1 пункта 10 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов государственной власти Волгоградской области входит комитет промышленности и торговли Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 31-п, комитет промышленности и торговли Волгоградской области (далее именуется - комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере промышленности и торговой деятельности, в области защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов на территории Волгоградской области.
Абзацем 1 пункта 2.4 названного Положения установлено, что Комитет выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 указанного Положения председатель комитета издает приказы комитета.
Таким образом, комитет промышленности и торговли Волгоградской области, как исполнительный орган государственной власти Волгоградской области, вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме Приказа.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Приказа выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с абзацем 3 пункта 5.4 Административного регламента в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц).
Согласно абзацу 5 пункта 2.6 Административного регламента документы, исполненные на нескольких листах, должны быть пронумерованы и заверены подписью уполномоченного представителя и печатью соискателя лицензии (лицензиата).
Вместе с тем согласно части 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит в качестве требования о скреплении доверенности печатью юридического лица.
Кроме того, Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" отменена обязательность наличия печати.
Кроме того, например, согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.
Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в превышении компетенции комитета при установлении обязанностей заявителей.
2. Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем для выдачи лицензии:
а) заявление о выдаче лицензии (приложение 2 к настоящему Административному регламенту);
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии документов не заверены нотариусом);
в) копия документа об уплате государственной пошлины. В случае если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
г) документ, подтверждающий наличие у заинтересованного лица оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере, предусмотренном законодательством Волгоградской области.
Представление указанного документа не требуется для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании ими услуг общественного питания;
д) документы, подтверждающие наличие у заинтересованного лица стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Представление указанных документов не требуется для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах.
Вместе с тем перечень документов, необходимых для выдачи лицензии, установлен частью 3.2 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В указанной норме, кроме прочих документов, значатся:
- копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц;
- копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет.
Однако в пункте 2.6.1 Административного регламента указанные документы отсутствуют. Кроме того, указанные документы отсутствуют и в пункте 2.7.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Следовательно, Административным регламентом в нарушение требований федерального законодательства установлен неполный перечень документов, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении неполного перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
3. В соответствии с пунктом 5.19 Административного регламента комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Однако в анализируемом пункте отсутствует ссылка на обязанность должностных лиц комитета информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения.
Вместе с тем согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 04.12.2013 № 1-АПГ13-11, Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, которые не предусматривают основания оставления жалобы без ответа, в связи с чем к отношениям в неурегулированной части подлежит применению Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен порядок рассмотрения отдельных обращений, согласно пунктам 3, 4 и 5 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Таким образом, пункт 5.19 Административного регламента не соответствует Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части отсутствия обязанности информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения, содержащего недопустимые высказывания или нечитаемый текст.
В тексте исследуемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В пункте 1.3.1.1 Административного регламента указано, что официальный сайт комитета промышленности и торговли Волгоградской области www.promtorg@volganet.ru. Вместе с тем официальный сайт комитета имеет следующий адрес www.promtorg.volganet.ru.
2. Абзацем 17 пункта 2.18.1 Административного регламента установлено, что прием документов завершается составлением описи по форме согласно приложениям № 7, № 8, № 9 к настоящему Административному регламенту, в которой должностное лицо МФЦ, ответственное за прием заявления, указывает дату составления описи, соответствующую дате регистрации заявления, наименование принятых документов, количество листов каждого принятого документа и подтверждает указанные данные своей подписью с расшифровкой фамилии. Опись подписывается специалистом МФЦ, ответственным за прием заявления, и уполномоченным представителем, после чего специалист МФЦ вручает копию описи уполномоченному представителю.
Вместе с тем в исследуемом нормативном правовом акте отсутствует приложение № 9.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на отсутствующий элемент нормативного правового акта.
3. Согласно пункту 4.2 Административного регламента проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании приказа министерства.
Вместе с тем в структуре органов исполнительной власти Волгоградской области отсутствуют министерства.
Текст исследуемого Приказа опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 августа 2015 г. № 136.
Вывод: приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 13 августа 2015 г. № 160-од "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом промышленности и торговли Волгоградской области государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 17 сентября 2015 г. № 34/02-9538
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. № 2299н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 13 АВГУСТА 2015 Г. № 160-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМИТЕТОМ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА РОЗНИЧНУЮ
ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 13 августа 2015 г. № 160-од "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом промышленности и торговли Волгоградской области государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом промышленности и торговли Волгоградской области государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения в сфере организации предоставления государственной услуги.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции от 29.06.2015 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 13.07.2015 № 216-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 01.12.2011 № 2260-ОД "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области";
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 22.04.2015 № 182-п);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 31-п "Об утверждении Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области";
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.02.2015 № 151 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом промышленности и торговли Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Абзацами 3 и 5 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
В соответствии с абзацем 1 пункта 10 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов государственной власти Волгоградской области входит комитет промышленности и торговли Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 31-п, комитет промышленности и торговли Волгоградской области (далее именуется - комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере промышленности и торговой деятельности, в области защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов на территории Волгоградской области.
Абзацем 1 пункта 2.4 названного Положения установлено, что Комитет выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 указанного Положения председатель комитета издает приказы комитета.
Таким образом, комитет промышленности и торговли Волгоградской области, как исполнительный орган государственной власти Волгоградской области, вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме Приказа.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Приказа выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с абзацем 3 пункта 5.4 Административного регламента в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц).
Согласно абзацу 5 пункта 2.6 Административного регламента документы, исполненные на нескольких листах, должны быть пронумерованы и заверены подписью уполномоченного представителя и печатью соискателя лицензии (лицензиата).
Вместе с тем согласно части 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит в качестве требования о скреплении доверенности печатью юридического лица.
Кроме того, Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" отменена обязательность наличия печати.
Кроме того, например, согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.
Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в превышении компетенции комитета при установлении обязанностей заявителей.
2. Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем для выдачи лицензии:
а) заявление о выдаче лицензии (приложение 2 к настоящему Административному регламенту);
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии документов не заверены нотариусом);
в) копия документа об уплате государственной пошлины. В случае если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
г) документ, подтверждающий наличие у заинтересованного лица оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере, предусмотренном законодательством Волгоградской области.
Представление указанного документа не требуется для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании ими услуг общественного питания;
д) документы, подтверждающие наличие у заинтересованного лица стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Представление указанных документов не требуется для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах.
Вместе с тем перечень документов, необходимых для выдачи лицензии, установлен частью 3.2 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В указанной норме, кроме прочих документов, значатся:
- копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц;
- копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет.
Однако в пункте 2.6.1 Административного регламента указанные документы отсутствуют. Кроме того, указанные документы отсутствуют и в пункте 2.7.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Следовательно, Административным регламентом в нарушение требований федерального законодательства установлен неполный перечень документов, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении неполного перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
3. В соответствии с пунктом 5.19 Административного регламента комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Однако в анализируемом пункте отсутствует ссылка на обязанность должностных лиц комитета информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения.
Вместе с тем согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 04.12.2013 № 1-АПГ13-11, Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, которые не предусматривают основания оставления жалобы без ответа, в связи с чем к отношениям в неурегулированной части подлежит применению Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен порядок рассмотрения отдельных обращений, согласно пунктам 3, 4 и 5 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Таким образом, пункт 5.19 Административного регламента не соответствует Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части отсутствия обязанности информировать заявителя об оставлении без ответа поступившего обращения, содержащего недопустимые высказывания или нечитаемый текст.
В тексте исследуемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В пункте 1.3.1.1 Административного регламента указано, что официальный сайт комитета промышленности и торговли Волгоградской области www.promtorg@volganet.ru. Вместе с тем официальный сайт комитета имеет следующий адрес www.promtorg.volganet.ru.
2. Абзацем 17 пункта 2.18.1 Административного регламента установлено, что прием документов завершается составлением описи по форме согласно приложениям № 7, № 8, № 9 к настоящему Административному регламенту, в которой должностное лицо МФЦ, ответственное за прием заявления, указывает дату составления описи, соответствующую дате регистрации заявления, наименование принятых документов, количество листов каждого принятого документа и подтверждает указанные данные своей подписью с расшифровкой фамилии. Опись подписывается специалистом МФЦ, ответственным за прием заявления, и уполномоченным представителем, после чего специалист МФЦ вручает копию описи уполномоченному представителю.
Вместе с тем в исследуемом нормативном правовом акте отсутствует приложение № 9.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на отсутствующий элемент нормативного правового акта.
3. Согласно пункту 4.2 Административного регламента проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании приказа министерства.
Вместе с тем в структуре органов исполнительной власти Волгоградской области отсутствуют министерства.
Текст исследуемого Приказа опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 августа 2015 г. № 136.
Вывод: приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 13 августа 2015 г. № 160-од "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом промышленности и торговли Волгоградской области государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------