Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 17.09.2015 N 2327н "На приказ комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05 августа 2015 N 153 "Об экспертной комиссии по определению юридических лиц, осуществляющих разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства, имеющих право претендовать на присвоение вида организаций по племенному животноводству"



Направлено письмом от 18 сентября 2015 г. № 34/02-9574

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. № 2327н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 05 АВГУСТА 2015 № 153 "ОБ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАЗВЕДЕНИЕ
ПЛЕМЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, ПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛЕМЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ (МАТЕРИАЛА) В СЕЛЕКЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЕ
УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА, ИМЕЮЩИХ ПРАВО
ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ПРИСВОЕНИЕ ВИДА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПЛЕМЕННОМУ
ЖИВОТНОВОДСТВУ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05 августа 2015 № 153 "Об экспертной комиссии по определению юридических лиц, осуществляющих разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства, имеющих право претендовать на присвоение вида организаций по племенному животноводству" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом:
создана экспертная комиссия по определению юридических лиц, осуществляющих разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства, имеющих право претендовать на присвоение вида организаций по племенному животноводству, и утвержден ее состав.
утверждено Положение об экспертной комиссии по определению юридических лиц, осуществляющих разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства, имеющих право претендовать на присвоение вида организаций по племенному животноводству, определению видов организаций по племенному животноводству.
утвержден перечень документов, необходимых для выдачи заключения о соответствии (несоответствии) деятельности юридического лица требованиям, предъявляемым к определенному виду организаций по племенному животноводству.
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением общих принципов организации органов государственной власти в сфере по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 03.08.1995 № 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (в редакции от 13.07.2015 № 233-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 № 430 "Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства" (в редакции от 04.06.2013 № 239);
- приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 № 431 "Об утверждении Правил в области племенного животноводства "Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства", и о признании утратившими силу приказов Минсельхоза России" (в редакции от 16.04.2013 № 183);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 172 "Об утверждении Положения о комитете сельского хозяйства Волгоградской области" (в редакции от 11.08.2015 № 732).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 3 и 12 Федерального закона "О племенном животноводстве" правовое регулирование в области племенного животноводства осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющие управление в области племенного животноводства, образуют единую систему органов исполнительной власти (государственную племенную службу).
Приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 № 430 утвержден административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства.
В целях предоставления указанной услуги племенные заводы, племенные репродукторы, генофондные хозяйства, селекционно-гибридные центры, селекционно-генетические центры, ипподромы, заводские конюшни должны предоставить заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован заявитель, о соответствии заявителя требованиям, предъявляемым к определенному виду организации по племенному животноводству и эпизоотическому благополучию хозяйства заявителя.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет сельского хозяйства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете сельского хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 172, установлено, что комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять реализацию государственной аграрной политики, а также государственное управление в сфере рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и сохранения водных биологических ресурсов на территории Волгоградской области, за исключением охраны водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения Комитет выдает заключения о соответствии юридического лица, зарегистрированного на территории Волгоградской области, требованиям, предъявляемым законодательством к определенному виду организаций по племенному животноводству.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В перечне документов, необходимых для выдачи заключения о соответствии (несоответствии) деятельности юридического лица требованиям, предъявляемым к определенному виду организаций по племенному животноводству, указано, что копии документов должны быть заверены подписью и печатью юридического лица.
Таким образом, указанным правовым положением на юридических лиц возлагается обязанность иметь печать.
Вместе с тем принят Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", которым отменена обязанность юридических лиц иметь печать.
Так, например, согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.
Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в превышении компетенции комитета при установлении обязанностей юридических лиц - заявителей.

В тексте исследуемого нормативного правового нарушений правил юридической техники не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 05 сентября 2015 г. № 144.
Вывод: приказ комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05 августа 2015 № 153 "Об экспертной комиссии по определению юридических лиц, осуществляющих разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства, имеющих право претендовать на присвоение вида организаций по племенному животноводству" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------