Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 17.09.2015 N 2346н "На Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. N 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" "
Направлено письмом от 18 сентября 2015 г. № 34/03-9578
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. № 2346н
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 ИЮЛЯ 2003 Г. № 858-ОД
"О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 Г. № 1173-ОД, ОТ 19 АПРЕЛЯ
2007 Г. № 1448-ОД, ОТ 14 МАРТА 2008 Г. № 1645-ОД,
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 1834-ОД, ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2010 Г.
№ 1997-ОД, ОТ 02 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 106-ОД,
ОТ 08 НОЯБРЯ 2013 Г. № 144-ОД, ОТ 08 НОЯБРЯ 2013 Г.
№ 145-ОД, ОТ 14 ИЮЛЯ 2015 Г. № 122-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2015 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (в редакции от 10 января 2006 г. № 1173-ОД, от 19 апреля 2007 г. № 1448-ОД, от 14 марта 2008 г. № 1645-ОД, от 30 декабря 2008 г. № 1834-ОД, от 24 февраля 2010 г. № 1997-ОД, от 02 октября 2013 г. № 106-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 145-ОД, от 14 июля 2015 г. № 122-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 122-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон устанавливает порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения в сфере организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав несовершеннолетних на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции от 13.07.2015 № 237-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 209-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 238-ФЗ);
- Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 03.06.1967 "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 25.02.1993 № 4549-1);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "е", "ж", "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, детства; социальная защита; общие вопросы воспитания, образования; административное, административно-процессуальное законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного выше Федерального закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" установлено, что Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно положениям подпункта 8 пункта 2 статьи 8 анализируемого Закона установлено, что Областная комиссия осуществляет полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по не реабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Указанное решение областной комиссии может быть обжаловано в суд.
Вместе с тем, в связи с внесением изменений Федеральным законом от 13.07.2015 № 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дополняющим круг лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) иной трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, а также не могут быть усыновителями или опекунами (попечителями) лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающихся или подвергшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступление против мира и безопасности человечества.
Таким образом, подпункт 8 пункта 2 статьи 8 анализируемого Закона не соответствует Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части отсутствия полномочия областной комиссии по принятию решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.
Содержание и форма анализируемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акт опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 августа 2003 г. № 137.
Законы Волгоградской области от 10 января 2006 г. № 1173-ОД, от 19 апреля 2007 г. № 1448-ОД, от 14 марта 2008 г. № 1645-ОД, от 30 декабря 2008 г. № 1834-ОД, от 24 февраля 2010 г. № 1997-ОД, от 02 октября 2013 г. № 106-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 145-ОД, от 14 июля 2015 г. № 122-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 13 января 2006 г. № 4, от 25 апреля 2007 г. № 75, от 26 марта 2008 г. № 52, от 14 января 2009 г. № 3-4, от 03 марта 2010 г. № 37, от 09 октября 2013 г. № 188, от 20 ноября 2013 г. № 217, от 21 июля 2015 г. № 124.
Вывод: Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (в редакции от 10 января 2006 г. № 1173-ОД, от 19 апреля 2007 г. № 1448-ОД, от 14 марта 2008 г. № 1645-ОД, от 30 декабря 2008 г. № 1834-ОД, от 24 февраля 2010 г. № 1997-ОД, от 02 октября 2013 г. № 106-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 145-ОД, от 14 июля 2015 г. № 122-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
Направлено письмом от 18 сентября 2015 г. № 34/03-9578
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. № 2346н
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 ИЮЛЯ 2003 Г. № 858-ОД
"О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 Г. № 1173-ОД, ОТ 19 АПРЕЛЯ
2007 Г. № 1448-ОД, ОТ 14 МАРТА 2008 Г. № 1645-ОД,
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 1834-ОД, ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2010 Г.
№ 1997-ОД, ОТ 02 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 106-ОД,
ОТ 08 НОЯБРЯ 2013 Г. № 144-ОД, ОТ 08 НОЯБРЯ 2013 Г.
№ 145-ОД, ОТ 14 ИЮЛЯ 2015 Г. № 122-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2015 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (в редакции от 10 января 2006 г. № 1173-ОД, от 19 апреля 2007 г. № 1448-ОД, от 14 марта 2008 г. № 1645-ОД, от 30 декабря 2008 г. № 1834-ОД, от 24 февраля 2010 г. № 1997-ОД, от 02 октября 2013 г. № 106-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 145-ОД, от 14 июля 2015 г. № 122-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 122-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон устанавливает порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения в сфере организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав несовершеннолетних на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции от 13.07.2015 № 237-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 209-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 238-ФЗ);
- Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 03.06.1967 "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 25.02.1993 № 4549-1);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "е", "ж", "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, детства; социальная защита; общие вопросы воспитания, образования; административное, административно-процессуальное законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного выше Федерального закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" установлено, что Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно положениям подпункта 8 пункта 2 статьи 8 анализируемого Закона установлено, что Областная комиссия осуществляет полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по не реабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Указанное решение областной комиссии может быть обжаловано в суд.
Вместе с тем, в связи с внесением изменений Федеральным законом от 13.07.2015 № 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дополняющим круг лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) иной трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, а также не могут быть усыновителями или опекунами (попечителями) лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающихся или подвергшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступление против мира и безопасности человечества.
Таким образом, подпункт 8 пункта 2 статьи 8 анализируемого Закона не соответствует Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части отсутствия полномочия областной комиссии по принятию решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.
Содержание и форма анализируемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акт опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 августа 2003 г. № 137.
Законы Волгоградской области от 10 января 2006 г. № 1173-ОД, от 19 апреля 2007 г. № 1448-ОД, от 14 марта 2008 г. № 1645-ОД, от 30 декабря 2008 г. № 1834-ОД, от 24 февраля 2010 г. № 1997-ОД, от 02 октября 2013 г. № 106-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 145-ОД, от 14 июля 2015 г. № 122-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 13 января 2006 г. № 4, от 25 апреля 2007 г. № 75, от 26 марта 2008 г. № 52, от 14 января 2009 г. № 3-4, от 03 марта 2010 г. № 37, от 09 октября 2013 г. № 188, от 20 ноября 2013 г. № 217, от 21 июля 2015 г. № 124.
Вывод: Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (в редакции от 10 января 2006 г. № 1173-ОД, от 19 апреля 2007 г. № 1448-ОД, от 14 марта 2008 г. № 1645-ОД, от 30 декабря 2008 г. № 1834-ОД, от 24 февраля 2010 г. № 1997-ОД, от 02 октября 2013 г. № 106-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 145-ОД, от 14 июля 2015 г. № 122-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------